Приблизительно в 2010 году среди западных интеллектуалов велись споры о том, снизился ли уровень насилия в 21 веке в целом или снизится ли он, учитывая как войны между государствами, так и внутренние политические столкновения. Были оптимисты, такие как американец Стивен Пинкер и израильтянин Юваль Ной Харари, которые, в частности, утверждали, что великим державам больше не нужно нападать друг на друга, и все перешло в сферу экономической и технологической конкуренции. (Было немного странно слышать это от Харари, учитывая из которого региона историк). Правы оказались те, кто утверждал, что уровень насилия не снизился и снижаться не будет, что никакая «эпоха мира» не наступила. Среди них был Насим Талеб, ливано-американский писатель и финансист, чья самая известная книга — «Черный лебедь» является символом неожиданной и непредсказуемой катастрофы.
Для нас катастрофа случилась в 2020 году, и в тот момент многим в мире казалось, что это какой-то военный конфликт «локального значения». В 2022 году в Европе разразилась масштабная война, которая длится уже 75 дней и конца ей пока не видно. Присоединяясь к пессимистам, могу предположить, что Украиной все не закончится.
Конечно, велик соблазн делать вид, что все в мире было идеально, что все народы жили в полной гармонии, и вдруг появился одержимый по фамилии Путин, перевернувший все. Но это слишком примитивно, я бы даже сказал, что это примитивизм, искажающий реальность. Достаточно вспомнить с одной стороны вторжение в Ирак в 2003 г., с другой — признание независимости Косово в 2008 г. и тот факт, что приближенные к Путину олигархи последние 22 года наживали состояние, занимаясь бизнесом и инвестируя за пределами России с немецкими, британскими, частично и с американскими бизнесменами, а высокопоставленные чиновники этих стран представляют интересы этих самых бизнесменов. Так что не надо идеализировать одну сторону и демонизировать другую.
И Путина нельзя сравнивать со Сталиным. Проблема не только в масштабах репрессий. У Сталина была идеология, у Путина ее нет. Идеология российского лидера, как и его нынешних западных оппонентов — деньги. И в этом я вижу источник угрозы новых мировых войн. Одним словом, проблема не в безумии вождей, а в их безграничном «прагматизме».
Читайте также
Арам АБРАМЯН