В русском языке есть такое слово — «растление». Уголовные кодексы разных стран данной характеристикой описывают деяние, связанное с аморальными действиями в отношении несовершеннолетних, надругательством. Это тяжкое преступление, потому что преступник пользуется неопытностью несовершеннолетнего, тем, что объект преступления не понимает, что с ним делают или собираются сделать.
Но то же слово в русском языке употребляется и в широком смысле — как извращение, и в этом смысле термин применим и к взрослым. Обычно, говорится о растлении власти, и это действительно распространенное явление. В этом случае можно сказать, что имеющие власть лица совершают аморальные поступки, в первую очередь, против собственной души, потому что у них нет достаточно знаний, духовного опыта.
В просторечии людей с отсутствием такого опыта называют «невежами»․ Когда человек чувствует вкус власти, то у него обычно возникает иллюзия, что он будет на занимаемой должности всю жизнь, а потому его не привлекут к ответственности за его действия при жизни. Примером «саморастления» является и то, когда бывшие журналисты, обладая законодательными инструментами и возможностью сделать так, чтобы их не «трогали», один за другим принимают подобные законы.
Однако опаснее, когда растляют все общество, опять же, в конечном итоге, пользуясь его неопытностью. Не вдаваясь в подробности предыдущих этапов растления — поощрения писать друг на друга доносы в 1930-е годы, неряшливо работать и воровать у государства в 60-70-е, всего лишь отметим, что все это наложило свой отпечаток на наше современное общество.
А каковы признаки растления сегодня? Чтобы долго не описывать, я просто перечислю самые типичные случаи: «кому нужна была эта независимость?», «надоел нам этот Карабах», «а в Армении разве осталась интеллигенция, всех же купили», «Эти журналисты все пишут за деньги» (можете и вы продолжить). Отчасти таким подходам способствует интернет, куда люди часто заходят, чтобы выразить свою ненависть, вражду, навязчивые мысли.
Читайте также
Однако интернет, в конце концов, является инструментом, а создание масс с такими навязчивыми идеями, в первую очередь, выгодно нынешний власти: с таким уровнем «человеческого материала» легче работать.
А какой опыт нужен нашему обществу, чтобы его не смогли растлить? Естественно, опыт демократии и законности. Но тут, похоже, начинается замкнутый круг. Это немного похоже на проблему советских писателей: чтобы стать членом Союза писателей, они должны были иметь опубликованные произведения, а для того, чтобы быть опубликованным, должны были сначала стать членами Союза писателей.
Арам АБРАМЯН