Принимая за основу 6 пунктов, представленных властями Армении, Баку уже заявляет, что Ереван признает территориальную целостность Азербайджана
12 мая в Душанбе состоялась очередная трехсторонняя встреча во главе с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. «Мы заинтересованы в том, чтобы Южный Кавказ превратился в зону мира, устойчивого развития, процветания», заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров на трехсторонней встрече в Душанбе, сообщили российские источники. По словам Лаврова, для Москвы важно повышение доверия между сторонами при создании условий для полноценной нормализации армяно-азербайджанских отношений. «Я рассчитываю, что сегодняшняя встреча позволит продвинуться по пути, который был начертан нашими руководителями», — сказал он.
Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов, в свою очередь, отметил, что встреча «является хорошей возможностью обсудить прогресс, который может быть достигнут». При этом он выразил сожаление в связи с тем, что «пока нет должных улучшений в работе по открытию транспортных коммуникаций в регионе». «Знаю, что контакты между коллегами продолжаются. И считаем, что есть хорошая перспектива, хорошая возможность добиться результата и добиться исполнения трехсторонних заявлений полностью», — сказал Байрамов, добавив что в последнее время у них были достаточно интенсивные контакты с точки зрения запуска процесса делимитации государственной границы. «Считаю, что есть хорошие наработки, понимание с точки зрения состава и репрезентативности сторон в комиссии по вопросам делимитации, и также считаю, что в ближайшее время можно будет, как минимум, запустить данный процесс», — сказал глава МИД Азербайджана.
Согласно заявлению, распространенному МИД Армении по итогам трехсторонних переговоров, министры обсудили выполнение трехсторонних заявлений, разблокирование региональных коммуникаций и экономических связей, создание комиссии по демаркации и безопасности границ, а также вопросы, связанные с соглашением по урегулированию армяно-азербайджанских отношений. Мирзоян подтвердил позицию армянской стороны касательно безопасности, прав и свобод армян Арцаха, а также статуса Нагорного Карабаха в рамках всеобъемлющего урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Мирзоян также подчеркнул «важность скорейшего решения гуманитарных проблем, возникших в результате 44-дневной войны, в том числе необходимость немедленного возвращения армянских военнопленных на родину».
Читайте также
Как видно, и армянская, и азербайджанская стороны обратили внимание на нерешенные вопросы. В то же время, если Азербайджан говорит об отсутствии прогресса в «в работе по открытию транспортных коммуникаций в регионе», то армянская сторона, хотя и говорит об обеспечении безопасности, прав и свобод армян Арцаха, о статусе Нагорного Карабаха и возвращении армянских военнопленных, тем не менее, не предъявляет четких требований или предусловий для подписания армяно-азербайджанского мирного соглашения.
Примечательно, что через день после душанбинской трехсторонней встречи официальный Ереван рассекретил предложения армянской стороны, представленные Баку, из которых стало ясно, что Армения «никогда не имела и не имеет территориальных претензий к Азербайджанской Республике», для армянской стороны является принципиальным «вопрос обеспечения безопасности, уважения их прав и свобод армян НК, а также определение окончательного статуса Нагорного Карабаха», для армянской стороны важны обязательства, закрепленные в заявлениях от 9 ноября, 11 января и 26 ноября, армянская сторона готова начать переговоры по подписанию мирного соглашения и что она обратилась к сопредседателям Минской группы ОБСЕ для организации переговоров. Ответный документ армянской стороны из 6 пунктов в эфире Общественного телевидения представил посол по особым поручениям Эдмон Марукян.
И так, армянская сторона подтверждает, что никогда не имела и не имеет территориальных претензий к Азербайджану. А нет ли у официального Еревана каких-либо претензии по поводу того, что азербайджанские подразделения вот уже год как вторглись на территорию РА? Если армянская сторона акцентирует вопрос определения окончательного статуса Нагорного Карабаха, то почему она уже соглашается на подписание армяно-азербайджанского мирного соглашения, которое, по мнению Баку, с юридической точки зрения исключит (Азербайджан уже считает вопрос о статусе НК закрытым) возможность любой дискуссии о статусе Арцаха.
То же самое относится и к возвращению пленных. Если армянская сторона решила вести переговоры с Баку, то она должна была быть готова к тому, что азербайджанские власти будут спекулировать возвращением пленных, вымогая новые уступки с армянской стороны.
Хорошо, что официальный Ереван с опозданием упоминает о реализации принципов хельсинкского Заключительного акта. Нарушителем этих принципов остается Азербайджан, так почему же официальный Ереван до сих пор не может получить поддержку стран-партнеров в плане адресной критики Азербайджана? И какие есть гарантии, что Баку не станет проводить ту же политику даже после подписания какого-либо документа? Даже после 44-дневной войны Алиев предъявляет к Армении территориальные претензии и угрожает новой войной, регулярно говоря о том, чтобы «еще раз наказать Армению».
Армянская сторона заявила, что Армения обратилась к сопредседателям Минской группы ОБСЕ для организации переговоров. Как именно представляет себе официальный Ереван эти переговоры – начиная с их повестки и до технических моментов в условиях напряженности между Россией и Западом?
В целом, представленные армянской стороной 6 пунктов не являются ни предложениями, ни принципами, ни идеями, это общие, поверхностные мысли, в то время как Азербайджан четко представил официальному Еревану принципы по мирному соглашению. Любой человек с самыми элементарными представлениями и логикой понял бы, что если Армения по требованию Азербайджана признает территориальную целостность этой страны, то в любом возможном обсуждении о статусе Нагорного Карабаха ставится точка — начиная с окончательного статуса НК и заканчивая присутствием российских миротворцев в Нагорном Карабахе. В таком случае армянская сторона должна была представить ряд предложений или возражений в ответ на 5 пунктов, представленных азербайджанской стороной.
Если официальный Ереван акцентирует уточнение статуса Нагорного Карабаха, то какова позиция официального Еревана, каким должен быть статус Арцаха, и не менее важным является вопрос, как именно должен определяться этот статус?
Далее, ссылаясь на упомянутые армянской стороной договоренности трехсторонних заявлений, Алиев требует от Армении «Зангезурский коридор». Выходит, официальный Ереван уже не против этого коридора? Помимо этого, разве Баку до сих пор не нарушал эти договоренности? Почему же Ереван не предлагает четких механизмов ответственности стороны, не соблюдающей договоренности?
Создается впечатление, что в этих важнейших для Армении и Арцаха вопросах внешней политикой и политикой безопасности РА занимаются дилетанты, которые даже не читали опубликованных документов, касающихся истории нагорно-карабахского конфликта, например, вариантов его урегулирования.
Следует отметить, что официальный Баку уже отреагировал на предложенные официальным Ереваном 6 пунктов, явно высмеяв их. «Азербайджан еще в феврале сделал предложение Армении по 5 основным принципам мирного соглашения, и армянская сторона заявила, что неприемлемых для нее пунктов нет, представив ответ, состоящий из 6 пунктов. Но самое интересное в том, что документ, принятый Арменией, видели все. Однако если мы посмотрим на этот документ, то его нельзя будет назвать предложениями. Документ, представленный армянской стороной, является ответом на азербайджанские предложения. Я могу перечислить некоторые из шести пунктов этого ответа и вы также сможете составить представление о том, в какой степени их можно назвать предложениями», — несколько дней назад заявил министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов. Более того, министр уточнил. «У Армении нет территориальных претензий к Азербайджану. Еще в 1992 году две страны, будучи членами СНГ, признали территориальную целостность друг друга. И это в какой-то степени повторение базового принципа Азербайджана».
То есть, исходя из представленных властями Армении 6 пунктов, официальный Баку уже заявляет, что официальный Ереван признает территориальную целостность Азербайджана, более того, Байрамов уже говорит о том, что «одно из предложений, представленных армянской стороной, является повторением одного основных принципов, предложенных Азербайджаном». Что касается Минской группы ОБСЕ, то министр иностранных дел Азербайджана тут же возразил, что никакой связи между сопредседателями Минской группы ОБСЕ в свете событий в Украине нет: «Можно сказать, что эта группа парализована».
Обобщение темы — в завтрашнем номере.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
17.05.2022