5 мая в селе Агавнадзор Вайоцдзорской области медведь уничтожил ульи одного из жителей села Каро Карапетяна. Восемь из 18 ульев разбиты. Останки были замечены жителями села утром на дорогах. Медведь забрал их с собой в ущелье. Ульи располагались немного в стороне от дома, на приусадебном участке. После инцидента семья Карапетян на всякий случай перес ульи во двор, но через день медведь вернулся и снова «наведался в гости» к Карапетянам, разбив и другие ульи.
В беседе с «Аравот» Карапетяны выразили удивление тем, что ульи находились рядом с курятником, однако медведь куриц не тронул.
Жители Агавнадзора удивлены тем, что медведь искал мед в этом сезоне, когда рамки еще заполнены медом. Вот почему медведя в это время года не ждали.
Читайте также
«Когда приходит в поля, поедает виноград, черешню и персики, мы думаем, что сады возле ущелья, на его территории, но мы не ожидали, что медведь появится на пороге дома и разобьет пчелиные улья», — рассказал «Аравот» житель Агавнадзора Грайр Асатрян, отметив что почти каждый год медведь съедает полтонны винограда и фруктов из садов, расположенных рядом с ущельем, ломает фруктовые деревья, но сельчане не обращались по поводу нанесенного медведем ущерба и не требовали материальной компенсации.
Но когда медведь вторгается в населенные пункты и дома людей, помимо материальных, возникают серьезные проблемы с безопасностью. Агавнадзорцы говорят, что у них маленькие дети и они могут быть в опасности. Особенно, когда к одному из жителей медведь наведался рано утром.
И в ночь 13 мая медведь наведался к семье Асатрян. Здесь было 14 ульев. Повреждено 8 ульев. Утром жители села узнали, что по дороге он перевернул мусорное ведро и съел находящиеся внутри яблоки. Грайр Асатрян сказал, что в ночь перед приходом медведя покормил пчел.
Пострадавшие жители написали жалобу в Агавнадзорский сельсовет о причиненном материальном ущербе, но не знают, каковы будут последствия и реакция, возместят ущерб или нет. Они говорят, что потеряли средства к существованию. Медведь даже навредил пчеле-матке. А при ранении матки остальные пчелы сразу же разлетаются.
Сельчане не знают, как и кто должен защитить их от медведя. Жители Агавнадзора говорят, что этот год был для них неблагоприятным, сильный ветер повредил крыши, град повредил большую часть виноградников.
«Мы на 100% возмещаем ущерб жителям», — сказал «Аравот» начальник управления сельского хозяйства и охраны природы Вайоцдзорского марзпетарана Гегам Маргарян.
Мы поинтересовались, что в таких случаях делает областная администрация, чтобы компенсировать ущерб сельчанам и решить проблемы с безопасностью. Г-н Маргарян сообщил, что материальный ущерб уже подсчитан: одной из двух семей из Агавнадзора будет возмещено за 7 ульев, другой – 8 ульев. 50 000 драм за каждый улей. Однако деньги платит не областная администрация, а три природоохранные структуры, с которыми областная администрация сотрудничает. По его словам, Агавнадзор не единственный населенный пункт, где медведь нанес ущерб. Он повредил 14 ульев в Араджадзоре и 21 в Малышке.
Гегам Маргарян сказал, что общий ущерб еще не подсчитан, так как такие случаи еще ожидаются, итоги будут подведены по окончании года. По его словам, ущерб возмещают с 2019 года. Дело в том, что ряд мест в регионе считаются природоохранными территориями, которые примыкают к этим 3 природоохранным сооружениям. «Вайоц-Дзор считается транзитным коридором. Они приходят из Гегаркуника и Тавуша и идут в Сюник через Вайоц Дзор по этому транзитному коридору, в зависимости от климатических условий. И они делают такие набеги по пути. Именно поэтому мы предоставили жителям этих районов территорию, где они могут пасти животных, могут использовать пастбища, собирать траву и т. д., кроме причинения вреда животным, занесенным в Красную книгу, и вырубки деревьев. Теперь в «межвидовой борьбе дикой природы и человека» есть строчка, благодаря которой платят. Я сделал мед, чтобы защитить свой человеческий вид, медведь приходит и сьедает. Другими словами, это борьба за существование», — сказал Гегам Маргарян.
По его словам, меры безопасности принимаются с 2019 года, но их недостаточно. «Установили «электропастух», в селах провели уличное освещение, построили дорогу, чтоб не угодили в пасть медведю. Мы установили световую и звуковую сигнализацию. Сейчас мы хотим создать группу быстрого реагирования в регионе. Планируем подписать меморандум с Фондом охраны дикой природы и культурных ценностей. После посещения одного и того же животного более двух раз в одном и том же месте нам необходимо изучить поведение этого животного, чтобы понять, почему оно идет туда. Есть медведь, похожий повадками на лису — ест цыплят, потроха. Это сколько он должен съесть, чтобы насытиться? Этого медведя этим держали, а потом выпустили. Эти вопросы нуждаются в серьезном изучении. Я был 20летним, не видел медведя в наших местах, только в зоопарке. Есть причина, по которой медведи наводнили деревни. Когда встречаем медведя на его территории, понимаем, что зашли на его территорию, он и навредил, но когда он приходит в поселение — на то уже есть причина. Что-то изменилось в природе, это надо изучать».
Лусине БУДАГЯН
На фото: Грайр Асатрян
Газета «Аравот»
19.05.2022