Правоохранительные органы достаточно оперативно отреагировали на оскорбительные выражения демонстрантов в адрес провластных деятелей, арестовывая их. Однако такой же оперативности не было проявлено, например, когда на журналиста и оператора напал ответственный за безопасность Никола Пашиняна, начальник Службы госохраны Саркис Ованнисян. И это в том случае, когда журналистские организации также выступили с заявлением, требуя привлечь его к ответственности. Гость программы «Арересум» газеты «Аравот», глава Центра свободы информации Шушан Дойдоян, подписавшая заявление, отвечая на вопрос, почему их заявление было проигнорировано, сказала․«На самом деле больших надежд у меня и не было. Даже если бы это уголовное дело и было возбуждено, я не ожидаю, что в короткий промежуток времени он был бы привлечен в качестве обвиняемого, а в дальнейшем был бы привлечен к уголовной ответственности как должностное лицо, применившее насилие в отношении журналиста и воспрепятствовавшего его законной деятельности. И в своем заявлении мы особо подчеркнули, что хотя столько лет такие инциденты всегда сопровождают напряженные политические ситуации, однако высокопоставленные представители полиции и правоохранительной системы так и не научились нормально, добросовестно общаться с журналистами, осуществляющими свою профессиональную деятельность. А другая проблема в том, что в целом безнаказанность по таким случаям продолжается и в постреволюционной Армении».
Фракция «Гражданский договор» 12 апреля выступила с заявлением, ожидая четкой оценки от журналистских организаций по следующему инциденту․«Ваге Макарян, аккредитованный газетой «Грапарак» в качестве журналиста, в рабочей зоне журналистов озвучивал угрозы и оскорбительные выражения в адрес депутата фракции «Гражданский договор» Ваагна Алексаняна». Однако журналистские организации никак не отреагировали на это заявление.
Другой гость программы «Арересум», председатель Ереванского пресс-клуба Борис Навасардян, привел следующую причину: «Если журналисты в определенных случаях и проявляют неадекватное поведение, то в основном в ответ на заявления или действия, которые исходят от политической элиты, будь то оппозиционные или провластные круги. И на мой взгляд, та агрессия, которая существует по отношению к некоторым депутатам, обусловлена еще и тем, что они ранее проявляли такое же поведение по отношению к журналистам, употребляя оскорбительные выражения и так далее. И если мы попытаемся по отдельности изучить, как журналисты относятся к тому или иному депутату, и все прецеденты, которые имели место, то мы не найдем хотя бы одного случая, когда журналисты сделали что-то недопустимое по отношению к депутату, который вел себя в рамках приличий».
И хотя секретарь фракции «Гражданский договор» Артур Ованнисян заявил «Медиалаб», что «не видел неуважительного отношения депутатов к журналистам или каких-либо провокационных действий, которые побудили бы журналиста к нарушению действующих правил», именно его коллега называл журналистов «вербальными проститутками». И Артур Ованнисян, премьер-министр Никол Пашинян, и даже омбудсмен Кристине Григорян, по сути, защитили это оскорбление, якобы, оно относилось не ко всем журналистам, а к недобросовестным. Для Шушан Дойдоян этого объяснения недостаточно․ «Это вовсе не случайно, что речь идет об одном и том же депутате. Он позиционирует себя скандально, в некоторых случаях это даже выходит за рамки депутатской этики. Во многих случаях он делает это сознательно», — добавил Борис Навасардян.
Читайте также
Шушан Дойдоян подчеркнула: «У нас нет хотя бы одного случая, когда нарушение депутатом этических норм рассматривалось комиссией по этике. То есть, чтобы это обсуждалось и давалась определенная оценка изнутри. Тогда как, когда журналистское сообщество делает заявления по тому или иному происшествию, мы всегда стараемся обратиться и к тем вопросам, насколько представители сообщества проявили себя в рамках журналистской этики». Борис Навасардян добавил․«Нас журналисты даже критикуют за то, что мы отмечаем необходимость вести себя в рамках профессиональной этики».
Кстати, председатель Ереванского пресс-клуба выразил интересное мнение, когда мы обсуждали тот факт, что у премьер-министра больше нет пресс-секретаря и он больше не проводит открытых, не проявляющих к СМИ избирательный подход пресс-конференций. «Мне кажется, что он предпочитает ситуации, в которых он может наслаждаться любовью», — в частности, сказал г-н Навасардян, — а в 2018-м, в какой-то части 2019-го, он чувствовал эту любовь и с удовольствием общался с журналистами. Сейчас отношения более напряженные, могут быть неприятные моменты, и Никол Пашинян избегает этих контактов, тем более, что у него есть другие площадки для выражения своей критики, своего агрессивного стиля, чем пресс-конференции и интервью».
С руководителями журналистских организаций мы поговорили и о законодательных инициативах, касающихся прессы, криминализации серьезных оскорблений и оценках международных организаций касательно свободы слова в Армении.
Анна ИСРАЕЛЯН