Лента новостей
Новости дня

Молчаливый диалог

25 мая,2022 12:15

В романе Франца Верфеля «40 дней Муса-Дага» есть эпизод, в котором Иоганнес Лепсиус пытается убедить Энвера-пашу воздержаться от резни армян. Немецкий протестантский миссионер не достигает никакого успеха. Энвер довольно грубо отвергает предложения Лепсиуса и заявляет. «Будьте уверены, что наше правительство избегает чрезмерной жестокости». Но немец понимает, что это пустые слова, всего лишь способ завершить разговор.

Я вспомнил данный эпизод книги, когда прочитал заявление о «безопасности этнических армян Карабаха». Иными словами, по мнению европейского чиновника, в карабахском регионе Азербайджана есть этническая группа, о безопасности которой необходимо подумать. Шарль Мишель, вероятно, попросит Алиева не применять «излишнюю жестокость» к этим людям. Как и в первом случае, это пустой разговор.
Меня часто спрашивают: а что вы предлагаете? Наверное, ждут, что я скажу «смену власти», «революцию» и так далее. Даже если бы в мои функции входило что-либо предлагать, было бы немного странно предлагать то, что невозможно в данный момент (подчеркиваю, в данный момент). Но на самом деле моя функция заключается не в том, чтобы что-то предлагать, а в том, чтобы объяснять, а в данном случае — говорить то, что не говорится вслух, но имеется в виду.

Речь идет о молчаливом диалоге власти и граждан, или, если хотите, о договоре. К примеру, европейцев несколько десятилетий назад спросили: «согласны ли вы отказаться от части суверенитета своих государств, но вместо этого повысить уровень своего благосостояния?» Или Путин предложил россиянам: «хотите, чтобы политические и экономические свободы были ограничены, но вы жили бы лучше?». Эта альтернатива не была сформулирована прямо, но стороны сделали инстинктивный выбор. В обоих случаях народ выбрал благосостояние. Грубо говоря, власть что-то «продает» гражданам, и граждане это принимают. На протяжении некоторого промежутка времени это соглашение действует, например, в случае с ЕС — до кризиса 2008 года, после которого у европейцев возникли некоторые сомнения касательно сделанного выборае.
Вернемся к нашим вопросам. Власть спрашивает (не вслух). Вы согласны с тем, что ни один армянин не будет жить в Арцахе, на территории Армении будет сложно передвигаться с одного на другое место, вооруженные силы противника будут находиться близ армянских населенных пунктов и будут дилоцироваться на территории Республики Армения, но вместо этого мы стальным мандатом накажем «бывших» и вернем народу награбленное. Судя по тому, что слово «карабахцы» для электората Пашиняна является чуть ли не ругательством, а флаг НКР действует на них чуть ли не как красная тряпка на быка, этот политический «товар» до сих пор продается.

В этом заключается суть дела. А простые уловки властей — «мы об этом переговоры не ведем», «последствия не будут такими», все это лишь «специи».

Арам АБРАМЯН

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать