Сегодня оппозиция на улице заявляет, что Пашинян не имеет права вести переговоры от имени Арцаха. Сторонники власти данное утверждение называют провокацией, якобы, попыткой подорвать мирный процесс. Но, делая такие заявления, оппозиция лишь повторяет то, что много раз говорил сам премьер-министр, в том числе и в данном мне интервью от 13 июня 2019 года. Исходя из этого, Алиев представляет народ Азербайджана, Пашинян — народ Армении, и должен быть кто-то, кто будет представлять на переговорах народ Арцаха. Судя по тому, как председатель ЕС Шарль Мишель охарактеризовал встречу Пашиняна и Алиева после встречи в Брюсселе и ту часть, которая касается «мирного соглашения», армянский лидер вел переговоры от имени Арцаха, при этом, договаривался о том, как обеспечить безопасность «этнических армян» Карабаха.
Кроме заявления Мишеля, официальной информации об этих переговорах у нас нет. (Вчерашнее выступление премьер-министра в парламенте было попыткой уйти от вопроса). Если председатель СЕ дал свою личную, неверную формулировку, то премьер-министр или министр иностранных дел могут заявить, что подобного обсуждения не было, и в Брюсселе Пашинян поднял вопрос самоопределения Арцаха и исходящий из этого вопрос статуса . Или же повторить то, что сказал 3 года назад, что он не имеет права вести переговоры от имени Арцаха. (Для информации скажу, что когда посредник делает заявление по результатам переговоров, он заранее показывает текст этого заявления ведущим переговоры сторонам).
В разъяснении нуждается еще один вопрос. Синхронизированы ли дискуссии в Брюсселе и Вашингтоне с Россией, особенно с учетом почти враждебных отношений между Россией и Западом? Если они не синхронизированы, то наши власти просто пускаются в опасную авантюру. Если они синхронизированы, то почему МИД России делает недовольные Брюсселем заявления? Во всяком случае, председатели «демаркационных» комиссий Григорян и Мустафаев встретились на армяно-азербайджанской границе и договорились провести следующие встречи в Москве, а затем в Брюсселе.
Не знаю, как в Москве относятся к такого рода «комплементаризму». Напомню, что российские официальные лица несколько раз намекали, что без них демаркация не получится, потому что «настоящие» карты Армянской и Азербайджанской ССР находятся у них.
Читайте также
На мой взгляд, Россия и Запад заинтересованы в почти одинаковом, крайне невыгодном для нас сценарии разрешения конфликта (о чем я уже писал в двух предыдущих редакторских). Но между ними существует конкуренция, кто именно реализует этот сценарий.
Арам АБРАМЯН