Ответы министра иностранных дел РА Арарата Мирзояна на вопросы информационного агентства «Арменпресс»
Вопрос: Президент Азербайджана Ильхам Алиев 27 мая заявил, что Нагорного Карабаха нет, нагорно-карабахский конфликт решен, Минской группы ОБСЕ нет. Что скажете по этому поводу?
Ответ: Мы можем продемонстрировать документ, подписанный президентом Азербайджана и находящийся в силе, в котором говорится, что есть Нагорный Карабах, и это трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 года. Подписав данный документ, президент Азербайджана признал существование Нагорного Карабаха, и это необратимый факт. Мы можем продемонстрировать официальные заявления стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, в которых они подтверждают свою приверженность в качестве сопредседателей. Только за последнюю неделю с такими заявлениями выступили США и Франция.
Сопредседательство Минской группы ОБСЕ было подчеркнуто также в совместном заявлении премьер-министра Республики Армения и президента Российской Федерации от 19 апреля с.г. В декабре 2021 года в Стокгольме на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ министры иностранных дел десятков стран подчеркнули исключительную роль сопредседательства Минской группы ОБСЕ в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Читайте также
Минская группа ОБСЕ была сформирована международным сообществом, а не Азербайджаном, следовательно, Азербайджан не может ее распустить или объявить ее миссию завершенной. То же самое международное сообщество сегодня констатирует, что существует Минская группа ОБСЕ и, как я уже отметил, констатирует, что есть карабахский конфликт, который необходимо урегулировать. Об этом также говорится в упомянутом выше заявлении премьер-министра Армении и президента Российской Федерации. Об этом совсем недавно заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Республике Армения, выразив официальную позицию США. При этом, в том же заявлении было подчеркнуто, что в повестке стоит вопрос статуса Нагорного Карабаха и право армян Нагорного Карабаха на самоопределение остается в силе.
Армения, кстати, никогда не имела и не имеет территориальных претензий к азербайджанской стороне. Нагорно-карабахский конфликт- вопрос права и так и воспринимается международным сообществом. И это видно из брюссельской встречи. Мы констатировали, что страница войны для нас закрыта, и существует конфликт, который должен быть решен политическим, дипломатическим путем.
Вопрос: Ильхам Алиев также заявил, что в Брюсселе также было достигнуто согласие о том, что через Мегри будет проходить коридор, связывающий Азербайджан с Нахиджеваном.
Ответ: Позицию Армении мы неоднократно констатировали. Но, пожалуй, повторим еще раз: существование какого-либо коридора на территории Армении исключено. Это даже не подлежит обсуждению. Наши обсуждения касаются исключительно открытия, разблокирования дорог, транспортных и экономических коммуникаций. Что касается маршрутов, то мы сказали, что перед уточнением маршрутов, прежде всего, нужно прийти к согласию по правовому регулированию проезда через нашу территорию граждан и грузов Азербайджана и через территорию Азербайджана (включая Нахиджеван) граждан и грузов Армении. Хотя, очевидно, что одна ветвь железной дороги будет проходить через Мегри, Ордубад, Джульфу, Ерасх. На данный момент нет договоренности о маршруте автодорог.
МИД РА