Вице-председатель Центра исследования политики, политолог Армен Григорян считает, что пропаганду пятой колонны о присоединении к Союзному государству или России под надуманным предлогом «обеспечения безопасности» или «спасения Карабаха» можно рассматривать в рамках соответствующей гибридной тактики.
— Господин Григорян, во-первых, как вы оцениваете трехсторонние переговоры Пашинян-Алиев под эгидой Брюсселя? После этой встречи стороны, похоже, начали обвинять друг друга в невыполнении взятых на себя обязательств. В интервью РИА Новости госминистр Арцаха Артак Бегларян, например, заявил, что Евросоюз не должен участвовать в урегулировании арцахского конфликта. Российская сторона организует отдельные трехсторонние переговоры с Арменией и Азербайджаном. Где же Минская группа ОБСЕ, роли которой официальный Ереван продолжает придавать большое значение?
— Минская группа ОБСЕ оказалась отодвинутой от процесса из-за разногласий между Россией, США и Францией. Проблема, однако, глубже, чем последствия войны, развязанной Россией против Украины. Трехсторонний формат Россия продвигала уже много лет назад, рассчитывая в подходящий момент стать единственным посредником, а сейчас представился удобный случай фактически отказаться от формата Минской группы. Не будем забывать, что Россия не была нейтральным посредником даже в условиях активной деятельности Минской группы․ Нейтралитет был формальным, по сути же он несовместим с продвижением своих интересов в регионе любой ценой и поставками оружия и Армении и Азербайджану, нарушившими баланс сил и способствовавшими решению проблемы военным путем.
И хотя России не удалось сохранить свое монопольное положение из-за роли Турции, она, похоже, более склонна к соглашению с другими бенефициарами формата 3+3 (или 3+2 в условиях противодействия Грузии), чем к возвращению к формату Минской группы. Переговоры под эгидой ЕС – это попытка заполнить существующий вакуум в условиях бездействия Минской группы, которой еще будут препятствовать основные бенефициары как упомянутого трехстороннего, так и формата 3 + 3.
Читайте также
— Несмотря на комментарии Еревана и Баку, свидетельствующие о публичных разногласиях, тем не менее армяно-азербайджанские контакты продолжаются, а 3 июня состоялась очередная встреча, 10-е заседание трехсторонней рабочей группы вице-премьеров Армении, Азербайджана и России, в ходе которого обсуждался вопрос автомобильного сообщения западных районов Азербайджана с Нахиджеваном через Армению. Как сообщили российские СМИ, стороны обсудили и согласовали подходы по пограничному, таможенному и другим видам контроля, а также вопросы безопасной перевозки граждан, транспортных средств и грузов автомобильным и железнодорожным транспортом через территории Армении и Азербайджана. Получается, Армения и Азербайджан приближаются к подписанию мирного соглашения?
— Приближение довольно относительно․ При необходимости детального обсуждения различных деталей переговоры могут длиться годами. Существование конкурирующих форматов может еще больше усложнить все процессы, а также привести к неразрешению конфликта или неоптимальным решениям.
— В условиях беспрецедентных санкций Запада против России стратегический союзник Москвы – Армения будет поставлена западными партнерами перед выбором – вы с нами или с Москвой? Как должны поступить власти Армении на фоне бурно развивающихся событий в нашем регионе, чтобы в эти трудные дни страна не пострадала еще больше?
— Запад просто продолжит следить за развитием событий, чтобы не предпринимались практические шаги в обход санкций и не пересекались другие «красные линии». Западные государства или структуры еще не зафиксировали каких-либо нарушений со стороны Армении. Так или иначе, Россия будет искать механизмы обхода санкций, в этом также могут быть заинтересованы некоторые армянские бизнесмены и другие круги, и в этом случае они должны быть привлечены к ответственности соответствующими органами.
Что касается вопроса выбора, то Армению перед выбором скорее поставит Россия. Пропаганду пятой колонны о присоединении к Союзному государству или России под надуманным предлогом «обеспечения безопасности» или «спасения Карабаха» можно рассматривать в рамках соответствующей гибридной тактики, также как давление России ради определенных ограничений деятельности лабораторий Национального центра по контролю и профилактике заболеваний Министерства здравоохранения РА. Можно также вспомнить отказ от ассоциации с ЕС под надуманным предлогом «обеспечения безопасности» и пропаганду о ложном выборе – «или-или».
В отношении войны в Украине Армения оправданно заняла нейтральную позицию, сохранение которой является насущным вопросом, для решения которого необходимо вести переговоры со всеми, включая потенциальных партнеров, также учитывая, что российская агрессия ускорила возникновение нового миропорядка, сделав диверсификацию внешней политики жизненной необходимостью.
— В целом, может ли Армения в условиях санкций против России получить экономическую выгоду, обеспечить развитие?
— Сейчас, пожалуй, приоритетом является поддержание социально-экономической стабильности․ Трудно делать предположения о конкретной выгоде. Хотя могут быть определенные возможности в сфере цифровых технологий и других отраслях. Открытие региональных коммуникаций также может предоставить возможности для роста.
— Как вы оцениваете борьбу оппозиции, которая больше месяца выходит на улицы Еревана? Является ли это идеологической борьбой и в какой степени она предотвращает «передачу Арцаха Азербайджану» и «тюркизацию Армении», как заявляют представители оппозиции? Были столкновения 3 июня в центре столицы. Какую задачу, на ваш взгляд, решает оппозиция своей повесткой и тактикой?
— Идеологической борьбы нет․ Речь идет о сохранении политических и финансовых рычагов, либо о захвате власти как программе-максимум, и в то же время обслуживаются чужие интересы. Естественно, что это происходит под предлогом «спасения нации», но на самом деле к государственным интересам не имеет никакого отношения. Провоцирование столкновений – результат неспособности достичь целей другими средствами из-за ложной повестки и отсутствия массовой поддержки.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»