Депутаты от ГД время от времени говорят о том, что их коллеги по оппозиции будут лишены депутатских мандатов. Полагаю, однако, что этого не произойдет. Возможно, конечно, что 2-3 человека будут наказаны в качестве «демонстрации силы». Но, на мой взгляд, невозможно, чтобы обе оппозиционные фракции исчезли из парламента, а члены ГД в ближайшие 4 года там остались одни. Такой сценарий, конечно, порадует тысячи поклонников власти, которые скажут: «правильно, всех этих грабителей надо ликвидировать». Но Западу, который восхищается армянской демократией, это, скорее всего, не понравится, и поборники свободы могут лишиться важного повода для восхищения.
Однако, что более существенно, отсутствие парламентской оппозиции лишит членов ГД их опоры (не удивляйтесь). На мой взгляд, основной опорой нынешней власти является именно оппозиция, а главный пропагандистский тезис ГД — угроза о том, что если уйдут они, к власти придут бывшие. Этого действительно боятся, во многих случаях ужасаются тысячи наших граждан и, полагаю, многие люди год назад проголосовали на парламентских выборах именно исходя из этих ужасов. Основной тезис парламентской оппозиции также основан на желании внушить страх: «если эта власть останется, то придут турки». Но этого люди боятся меньше, чем возвращения «бывших». Не надо расстраиваться, уважаемые оппозиционеры. Это констатация факта, реальность, которая, действительно, в какой-то мере создана умелой пропагандой (post-truth), длившейся более десятилетия, но в целом она основана на политике, которую проводили «бывшие». Так что никакого «массового лишения» мандатов не будет: бесплодные дискуссии, так сказать, «симбиоз противоречий» продолжатся.
Но я замечаю новые ростки, которые видны за пределами этих «неплодородных» политических территорий. Это можно было бы назвать «гражданским обществом», если бы это словосочетание не дискредитировалось и не отождествлялось с некоторыми НПО. Тысячи армян в Армении и Диаспоре стихийно, без каких-либо политических ожиданий, объединяются для самоорганизации в целях развития образования и науки в Армении и Арцахе, решения социальных проблем, продвижения стартапов и других целей. Не исключаю, что в ближайшие годы у этих преимущественно молодых людей сформируется новая политическая повестка, которая будет за пределами уже описанной выше поднадоевшей грызни.
Арам АБРАМЯН