Визит Лаврова, освобождение площади Франции и утечка информации об усилении российского присутствия в РА
Критика того или иного действия как власти, так и оппозиции не должна быть самоцелью: и власть, и оппозиция должны иметь свойство воспринимать здоровую критику. Видение и восприятие связей между процессами, происходящими вокруг Армении и внутри Армении, помогают понять, что именно происходит в нашей стране и как именно это происходит. Не обязательно иметь «внутренние источники», чтобы все это понять, так как иногда через «внутренние источники» многое манипулируется, ведется целенаправленная пропаганда, и выходит, что видимые процессы не имеют ничего общего с реальными — глубинными.
В последние дни в Армении произошли процессы, так называемым завершением которых стало решение убрать палатки с площади Франции и очистить ее. Будем откровенны, если политическая сила декларирует цели, делает призывы и заявления с площади, это вовсе не означает, что эта сила имеет представление о том, как она будет достигать заявленных целей. И от того закрыта или открыта та или иная улица в центре Еревана, эта борьба не становится «решающей».
Проблема в другом. Была объявлена «решающая» борьба, а значит, политическая сила должна была иметь план действий, в котором предусмотрены дальнеейшие шаги при том или ином исходе. А исходы могут быть разными — предсказуемыми и нет, следовательно, изначально говорить о «решающей» борьбе чаще всего называя сроки и даты, вселять надежду в верящих в вас людей на то, что «еще чуть-чуть и окончательная победа наша», и вдруг на каком-то этапе объявлять, что этот этап завершен, надо менять тактику, означает, у этой политической силы были другие ожидания, которые не оправдались, и сейчас она не знает, что ей делать дальше. Иными словами, вы зовете людей на улицы, одни люди из вполне честных побуждений, другие из корыстных, выходят на улицы, вы их используете, чтобы доказать кому-то, что вы можете, но выясняется, что у них есть другие ожидания от властей Армении, которое готово воплотить их в жизнь.
Читайте также
Чтобы сказанное стало предметным, приведем, как говорится, сухие факты. Через пять дней после решения убрать палатки и освободить площадь Франции, в Армению прибыл глава МИД РФ Сергей Лавров, который сообщил, что вопрос согласования автомобильного сообщения между Арменией и Азербайджаном находится на стадии завершения и будет осуществлятся в упрощенном режиме. «Как вы знаете, железнодорожный маршрут согласован, сейчас завершается согласование автомобильного маршрута и согласование режима, который будет установлен. Режим будет упрощенным, но он абсолютно точно будет опираться на признании суверенитета армянской территории. Здесь никаких двусмысленностей быть не может», – подчеркнул глава МИД РФ.
Пути сообщения между Арменией и Азербайджаном будут действовать в упрощенном режиме, но не может быть двусмысленности относительно суверенитета Еревана над армянскими территориями, что означает в «упрощенном режиме»? То есть, если азербайджанские грузовые машины будут проходить армянский таможенный, паспортный контроль и если Азербайджан в упрощенном режиме будет связан с Нахиджеваном, означает ли это, что такой же упрощенный режим будет действовать и для Армении для связи с Ираном и Россией – через Азербайджан? Приравнен ли упрощенный режим дорог, проходящих через Сюник, к нынешнему режиму Лачинского коридора, которым Армения связана с Нагорным Карабахом?
Далее, Лавров добавил, что сейчас решаются вопросы, связанные с практическими действиями на земле, с созданием инфраструктуры на долгие годы. Поэтому лучше 10 раз взвесить, чем рубить с плеча: «У нас есть полное ощущение, что армянские и азербайджанские коллеги исходят именно из этого», отметил дипломат. Можно предположить, что у Армении и Азербайджана нет проблем в связи с с предоставленной Лавровым информацией, и это констатируется в Ереване, а «практические действия», естественно, будут обсуждаться с российской стороной.
Следующее: на совместной пресс-конференции Лаврова и Мирзояна был озвучен вопрос о селе Парух в Арцахе. Напомним, что в присутствии российских миротворцев в Арцахе азербайджанские вооруженные силы заняли новые позиции в направлении села, заняв также часть прилегающей высоты Караглух. Мирзоян публично выразил надежду, что российская миротворческая миссия сможет восстановить статус-кво, установленный заявлением от 9 ноября, и ситуацию по состоянию на 23 марта, которая была нарушена азербайджанскими вооруженными силами вторжением в село Парух 24 марта. Это было публичным выражением недовольства официального Еревана. А что ответил Лавров? Ситуацию вокруг Паруха он связал с процессом армяно-азербайджанской делимитации. «Что касается ситуации [в Парухе], то российские военные, и наши армянские друзья об этом хорошо осведомлены, держат ее в качестве одного из своих приоритетов. Там уже есть определенные результаты на земле с точки зрения деэскалации обстановки, и у нас есть понимание, что в рамках предстоящей предметной работы по делимитации эти вопросы будут рассматриваться и обязательно решатся», – сказал министр.
И какое отношение процесс армяно-азербайджанской делимитации имеет к захвату азербайджанскими вооруженными силами новых позиций в присутствии российских миротворцев? То есть, для Москвы новым «инструментом» удовлетворения требования о демаркации стала полуугроза «сделай это, чтобы мы могли решить другие вопросы»?
Кстати, в ходе встречи с Пашиняном Лавров подчеркнул, что трехсторонняя рабочая группа по транспортно-экономическим связям на уровне вице-премьеров находится в процессе доработки договоренностей, и на предстоящей московской встрече российско-армянской рабочей группы по делимитации российская сторона предоставит консультационную поддержку в том числе — картографические материалы.
Через пять дней после визита Лаврова в Ереван, в тот же день, когда оппозиция объявила о своем решении сменить тактику борьбы, Радио Азатутюн сообщило интересную информацию касательно продолжающихся переговоров по заявлению Лаврова об «упрощенном режиме», связывающем Азербайджан с Нахиджеваном. Согласно информации, сначала азербайджанские грузы и пассажиров, въезжающие на территорию Армении, будет проверять российская пограничная служба, затем таможенная служба Армении. Далее проход будет осуществляться в сопровождении армянский силовых структур, в составе которого будет как минимум один российский офицер. Будут ли применяться те же условия в случае въезда армянских пассажиров и грузов на территорию Азербайджана? По словам тех же источников, переговоры продолжаются. Также следует отметить, что после недавней встречи вице-премьеров Оверчука, Григоряна и Мустафаева в Москве, в правительстве России заверили, что стороны сблизили подходы к вопросам автомобильного, железнодорожного, пограничного, таможенного и других видов контроля.
Официальный Ереван регулярно заявлял, что считает формулировки о «коридоре» неприемлемыми. Если утечка информации, о которой сообщила «Азатутюн», является правдой, то это означает, что Армения в какой-то мере уступит свой суверенитет. Напомним, что паспортный и таможенный контроль пассажиров и грузов, въезжающих в Армению из Грузии и Ирана, осуществляют Служба национальной безопасности Армении и Комитет государственных доходов. В этом случае, по сути, российские пограничники получат особый статус, а движение будет следовать определенной «коридорной» логике, пусть это и не называется так.
Здесь напомним, что после 44-дневной войны Москва постоянно делала акцент на выполнении достигнутых договоренностей, то есть пунктов, предусмотренных трехсторонними заявлениями. А этими пунктами закреплялось, что в регионе должны быть открыти все экономические и транспортные коммуникации. Армения должна обеспечить сообщение между западными областями Азербайджана и Нахиджеваном, а транспортный контроль будет осуществлять пограничная служба Федеральной службы безопасности России. Контроль каких дорог будет осуществлять российская сторона — из Азербайджана через Армению в Нахиджеван или также из Армении через территорию Азербайджана в Иран и Россию, по всей вероятности обсуждения продолжаются.
И как бы официальный Ереван во время визита Лаврова ни настаивал на том, что главным вопросом повестки дня является региональная безопасность и урегулирование нагорно-карабахского конфликта, Москва настаивает на выполнении требований трехсторонних заявлений. Во время встречи с Пашиняном 9 июня Лавров подчеркнул. «Региональные вопросы сейчас заслуживают особого внимания. Выполнение трехсторонних заявлений ноября 2020 года, января и ноября 2021 года является нашим приоритетом. Мы нацелены на то, чтобы все закрепленные там направления деятельности, нацеленные на полную нормализацию обстановки в регионе, на урегулирование всех проблем, включая гуманитарные проблемы, были решены в кратчайшие сроки. По словам главы МИД РФ, трехсторонняя рабочая группа на уровне вице-премьеров по разблокированию транспортных и экономических связей находится в продвинутой стадии согласования конкретных аспектов окончательных договоренностей. «То же самое касается делимитации: мы приветствуем начало работы двух комиссий – вашей и азербайджанской. Учредительная встреча состоялась, и мы считаем это очень важным. Будем готовиться к встрече в Москве с участием российских представителей, которые в соответствии с договоренностью лидеров будут оказывать консультативные услуги, включая картографические материалы», — пояснил он. В целом, как отметил Лавров, Россия заинтересована в том, чтобы отношения Армении и Азербайджаном были полностью нормализованы. «Мы, конечно же, знаем о предложениях, которые Азербайджан выдвинул на этот счет, знаем о вашей позиции, которую вы тоже положили на бумагу. И все, что может сделать Россия для содействия нахождению взаимного согласия, мы будем готовы предпринять. И как я уже сказал, нацелены на полноценное выполнение всех без исключения договоренностей», — резюмировал он.
Кстати, уже известно, что Лавров после переговоров в Ереване на следующей неделе собирается посетить Баку.
Может возникнуть вопрос, а какая связь между ереванскими заявлениями Лаврова и тем фактом, что площадь Франции опустела через несколько дней после его визита. Есть все основания утверждать, что Москва решительна в своих ожиданиях от Еревана кастаельно выполнения трехсторонних заявлений, и Москва об этом регулярно открыто заявляет.
Уже больше месяца, как армянская оппозиция занимает общественность темой о том, насколько губительны НПО, финансируемые Западом, а Лавров приезжает в Ереван, повторяет требования Алиева о делимитации и необходимости разблокирования транспортно-экономических связей в короткие сроки, Радио Азатутюн сообщает подробности о переговорах, о новой роли российской стороны в пограничных вопросах, и в тот же день армянская оппозиция покидает площадь Франции.
Конечно, оппозиции не удалось встретиться с двумя высокопоставленными российскими чиновниками. Напомним, что в одном из СМИ было опубликовано обращение фракций «Честь имею» и «Армения» к прибывшему в Армению председателю Государственной Думы РФ Вячеславу Володину. Оппозиционные фракции указали в своем заявлении, что действующее правительство РА не представляет интересы армянского народа, и попросили встречи с Володиным. В беседе с Aravot.am член фракции «Айастан» Гегам Манукян уточнил: «в письме просто объяснялось, почему мы не участвовали в заседании Парламентской ассамблеи ОДКБ». Однако факт остается фактом: российское правительство проигнорировало «объяснение» оппозиции.
Разве опытные армянские оппозиционеры еще не знают, что до сих пор все российские власти охотно работали с властями Армении, поддерживали их и получали все, что хотели? Или Пашинян исключение? Уже неоднократно упоминалось, что оппозиции не стоит удивляться тому, что в какой-то момент Москва даст им понять, что больше не заинтересована в «решающей борьбе» оппозиции , потому что они получили или получат от властей Армении то, что им нужно.
Армении действительно нужна идеологически сильная оппозиция, которая не должна выставлять напоказ свои услуги, давая понять любой внешней силе, что готова к использованию. Сила или кандидат в лидеры с такими качествами наверняка будут использоваться как внутренними, так и внешними силами. С той минуты, когда в Армении будет сформирована политическая сила, ориентированная на интересы государства Армения, эта сила будет иметь будущее в Армении, как в плане общественной поддержки, так и в качестве надежного и достойного партнера, и будет принята всеми зарубежными игроками. Однако если осью выживания для какой-либо политической силы является использование себя, то эта политическая сила не должна иметь никакого отношения к армянскому политическому полю, не говоря уже о возможности регулярного воспроизведения собственной власти, конечной целью которого будет обеспечение нескольких мандатов в НС.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
16.06.2022