На днях стало известно, что помощник премьер-министра по правовым вопросам Анна Вардапетян будет назначена генеральным прокурором. Я не перепутал — именно назначена, потому что голосование в парламенте носит чисто формальный характер, и в ГД уже приняли решение о назначении именно этого юриста на пост генпрокурора. Напомню, что в свое время оппозиционные круги били тревогу о том, что помощник премьер-министра вмешивается в работу следственных органов. Этот эпизод так и не был серьезно рассмотрен.
Я читал комментарии о том, что действующий прокурор Артур Давтян когда-либо мог проявить самостоятельность, и, якобы, поэтому члены ГД не предложили его кандидатуру снова. Но эти наивные комментарии действительно вызывают улыбку: Давтян с большим усердием принимал решения в угоду властям, кстати, не только при Пашиняне, но и при Серже Саргсяне. Теперь Вардапетян будет делать то же самое.
Мы не живем в США, где прокурор может начать расследование против президента страны. Армения — постсоветская страна, «царь» (как бы его там не называли – президент или премьер-министр) говорит — назначьте генпрокутором того или иного человека, и его назначают , говорит — «закройте» того или иного человека, и его «закрывают», и все прокуроры, следователи, полицейские будут выполнять этот приказ. Некоторые судьи иногда сопротивляются, но это временное явление. Скоро будет «ветинг», и останутся только те, кто присягнул на верность революции и «реформированный» Мнацакан Мартиросян.
Поскольку ситуация не меняется уже 30 лет, в этом вопросе также можно констатировать, что проблема не личная, а системная. Политическая власть не заинтересована в независимых судах, независимых прокурорах и следователях. На бумаге можно написать многое, а правоохранительные органы могут вести профессиональную и эффективную борьбу с «врагами народа». Андрей Вышинский, кстати, был высококвалифицированным специалистом и прекрасно организовывал так называемые «открытые судебные процессы». Суть от всего этого не меняется. А изменения будут, когда общество начнет оказывать сопротивление.
Речь не о том, чтобы плясать на площади под патриотические песни.
Арам АБРАМЯН