Чем занимается власть, если она не дает гарантий гражданам, что завтра не будет войны?
Когда поднимается вопрос о том или ином упущении армянской оппозиции, а тем более, когда напоминаются общеизвестные и неоспоримые факты многолетней давности – со времен их правления, то сразу же появляются критики: зачем нужно это делать на данном этапе, разве правильно поднимать вопрос именно сейчас? Ведь это определенным образом способствует уплению действующей власти.
У нынешней власти есть свои провалы, о них тоже следует говорить, однако ошибки и провалы власти не делают оппозицию и ее лидеров «ангелами», тем более, что они имеют прошлое и были частью власти в тот или иной отрезок времеми, полностью поддерживали дейтвующего лидера, а, следовательно, разделяли политическую ответственность с этими властями.
И власть, и оппозиция было бы неплохо, если бы умели выслушивать критику, признавать ошибки, делать выводы, пытаться исправить ситуацию. Государство от этого только выиграло бы.
Читайте также
При этом, сколько бы нынешняя власть ни указывала пальцем на «бывших» во всех провалах по карабахскому вопросу, очевидно, что Пашинян, придя к власти, заявил, что начинает процесс «с собственной точки», поэтому именно он несет полную ответственность за события, последовавшие после того, как он начал все «с собственной точки».
Ведь регулярное упоминание об опубликованных версиях карабахского урегулирования вовсе не означает, что сам ты, как представитель власти, должен был сидеть, сложа руки и ждать что будет дальше. И сейчас, принимая за основу выступления Пашиняна, мы можем констатировать, что у нынешней власти Армении нет никаких гарантий того, что будет установлен мир, что не разразится новая война, несмотря на заявлениия о том, что она выступает за начало эпохи мира.
Иными словами, Пашинян как бы страхует себя, чтобы в случае негативного развития событий в будущем уже заявить: «Я же говорил вам, что нет никаких гарантий…».
Здесь уже поведение властей является неприемлемым. Власть несет ответственность за то, чтобы государство не было в неопределенности, власть обязана искать и находить решения, которые будут гарантировать безопасность государства и его граждан. Зачем власть работает за счет налогов нашего общества, если она не дает никаких гарантий своим гражданам, что завтра не будет войны? Чиновники просто обязаны работать день и ночь, чтобы решить любую проблему.
Обвиняя в той или иной проблеме как внешние, так и внутренние силы, невозможно снять с себя ответственность, подобное поведение не снимает вины в властей, потому что именно они обязаны принимать взвешенные решения, чтобы завтра, послезавтра не было необходимости обвинять других. Если этого не было сделано, то можно констатировать безответственность и, что еще опаснее, авантюризм политических лидеров.
На прошлой неделе Никол Пашинян назвал ложью утверждения оппозиции о том, что во время своего пребывания в должности они руководствовались лозунгом «Арцах никогда не будет в составе Азербайджана». «На протяжении всей истории переговорного процесса и Роберт Кочарян, и Серж Саргсян, а также их политический сателлит Дашнакцутюн признавали Арцах частью Азербайджана и/или не руководствовались принципом «Арцах никогда не будет частью Азербайджана», сказал он. В доказательство сказанного Пашинян представил цитаты из документов, согласованных в ходе правления Кочаряна и Саргсяна, в частности, касательно предложения «Единого государства», о котором неоднократно говорилось.
Вполне уместны все возражения оппозиции, когда они напоминают Пашиняну, что, придя к власти в 2018 году, если он все это знал, то зачем заявил, что начнет процесс со «своей собственной точки»…
Во время митинга Движения сопротивления на площади Франции на прошлой неделе представитель РПА Артак Закарян, например, отметил. «Правящие капитулянты часто спрашивают нас, аннулируем ли мы требования заявления от 9 ноября. Это самый смешной и циничный вопрос. Ответ таков. Никол Пашинян передал даже больше, чем Азербайджан требовал в капитуляционном заявлении от 9 ноября. После 9 ноября он передал Азербайджану 200 квадратных километров территории Арцаха и более 300 квадратных километров территории Армении. Так что, они не оставили ничего, что можно было бы аннулировать. И задавая вопрос, они прекрасно знают, что там стоит и подпись президента России. Единственный пункт, который не выполнен, — это вопрос о возвращении пленных…»
Другой деятель от РПА, Гагик Минасян, на прошлой неделе ответил на вопрос, поднимающийся правящим лагерем — оппозиция не объявляет, что откажется от трехстороннего заявления, подписанного 9 ноября 2020 года. «А то, что было после заявления 9 ноября 2020 года, произошло ли все в духе этого злополучного заявления от 9 ноября? Нет. И если сегодня нам удастся все, что было сделано после 9 ноября, вернуть обратно на состояние подписания заявления, то это для многих будет импульсом для жизни, надеждой, возможностью для экономических коммуникаций»,- сказал он. Гагик Минасян также напомнил, что согласно заявлению от 9 ноября, даже некоторые освобожденные территории должны были оставаться на стороне Армении, но они не только перешли к Азербайджану, но перешла и часть дороги Капан-Горис, азербайджанцы на 41 км вошли на суверенную территорию Армения.
Критика в ответ на провокации Азербайджана в зоне российской миротворческой ответственности в Арцахе уместна. Но в случае посягательств на территорию Республики Армения власть Армении не имеет права критиковать других, если она сама не защищает территориальную целостность собственной страны. От Россия, стратегического союзника Армении, нужно добиться, чтобы было сделано заявление о защите территориальной целостности нашей страны. Если власть обвиняет других касательно нарушения территориальной целостности Республики Армения, то это означает, что либо работа в этом напралении ими не проделана, либо проделана, но не удалась.
Нынешние власти Армении обязаны отреагировать на эту критику, пояснить все, в этом отношении критика оппозиции полностью оправдана. Тогда как заявления властей о том, что и «бывшие договаривались о том же» не выдерживает никакой критики, потому что, судя по этой логике, можно не работать вообще, все равно в основе любой критики можно найти нити, тянущиеся в прошлое и дать «сокрушительный» ответ.
В конце концов, управление государством — это не соревнование на то, как выразиться похлёстче.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
21.06.2022