«Для того, чтобы понять, перед какой катастрофой мы стоим и как предпринимается попытка на основе устных договоренностей сдать Арцах врагу, давайте посмотрим, что произошло», — на днях сказал бывший руководитель аппарата Конституционного суда, член движения «Консолидация» Эдгар Казарян в ходе пресс-конференции в клубе «Зеркало».
«Я хочу, чтобы люди четко осознавали реалии: президент Азербайджана говорит — эта война решила карабахскую проблему. На самом деле это не так, это он так говорит, потому что заявление от 9 ноября – это заявление о прекращении огня, а не об урегулировании нагорно-карабахского конфликта. В 1994 году между Азербайджаном, Арменией и Арцахом было установлено перемирие. Но это не решило нагорно-карабахский конфликт. После прекращения огня они приступили к урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В чем разница между 1994 и 2020 годами? Тогда проигравшей стороной был Азербайджан, а сейчас мы оказались в более уязвимом положении. Но нагорно-карабахский конфликт не решен.
Сейчас, в послевоенный период, Азербайджан пытается пойти путем решения этих проблем мирным путем, без войны, там, где это необходимо – путем войны потому что у него нет ограничений касательно войны до тех пор, пока Никол Пашинян находится у власти в Армении. То есть, решить карабахский вопрос. А это значит, что Нагорного Карабаха не существует, о таком статусе уже речь не идет. Алиев подтвердил, что в последний раз в Брюсселе он договаривался с Николом Пашиняном о том, что статус Нагорного Карабаха больше подниматься не будет, и в Брюсселе они договаривались о создании демаркационной комиссии. Какова была цель? Я тогда говорил об этом. Цель состояла в том, чтобы уточнить ту часть границы, которая находится возле села Тех в Горисе, поставить там азербайджанский контрольно-пропускной пункт и перекрыть дорогу.
Но российская сторона была против, поскольку там стояли российские миротворцы. И не допустили, чтобы в Моске состоялось совместное заседание комиссий, хотя на следующий день после Брюссельского соглашения, когда Никол Пашинян и Алиев формировали эти комиссии, Мгер Григорян и Шахин Мустафаев встретились в Ерасхе и решили встретиться на следующей неделе в Москве. Но Москва не стала принимать встречу, сказала, Мгер, Шахин приезжайте только вы, сядьте рядом с Оверчуком и займитесь исключительно вопросом разблокирования транспортных коммуникаций. То есть, такой механизм передачи Арцаха Азербайджану, фактически, не был решен.
Читайте также
Сейчас Азербайджан чертит другие планы. Строит дорогу, которая проходит не через Лачинский коридор, не через село Тех, через город Бердзор, через бывший город Лачин в Степанакерт, а новую дорогу, которая ведет в направлении Корнидзора, другие контролируемые Азербайджаном районы за пределами 5-километровой зоны Лачинского коридора.
Эту дорогу Азербайджан строит и говорит: давайте передвигаться по этой дороге, чтобы закрыть дорогу от села Тех до Арцаха, города Лачин, который после освобождения в 90-х годах был дорогой надежды, дорогой жизни, дорогой спасения, дорогой победы. Хотят закрыть эту дорогу, временно везти нас по так называемой альтернативной дороге. И Азербайджан в любой момент может эту дорогу.
Не говоря уже о том, что по нынешней дороге через Лачин проходят газопровод, снабжающий Арцах, линии электропередач, снабжающие Арцах, и интернет-кабели. Иными словами, если они контролируют эту дорогу, то они контролируют и всю инфраструктуру, связывающую Арцах с Арменией», — пояснил Эдгар Казарян.
Ашот АКОПЯН