Получилось так, что в последние дни у меня была возможность пообщаться с армянами из Диаспоры. Конечно, говоря «общение», я подразумеваю живое общение, потому что, на мой взгляд, виртуальное пространство предназначено не столько для человеческого общения, сколько для бесплодных баталий.
Изложу свои впечатления от беседы с ними и начну с приятной новости: в Диаспоре, по словам моих собеседников, нет отступления, связанного с национальной идентичностью из-за поражения в войне. Вместо этого есть безответные вопросы о причинах и последствиях поражения. Здесь, в Армении, мы заняты обсуждением взаимных обвинений власти и оппозиции, тогда как наших соотечественников больше интересует стабильность государства Армения и судьба Арцаха. Внутриполитическая напряженность их также беспокоит: их интересует, кто может выступить посредником между властью и оппозицией, чтобы две «непримиримые» части политики и общества нашли грани соприкосновения и объединились вокруг общенациональной повестки дня. На мой взгляд, определенную роль в этом вопросе может сыграть президент Ваагн Хачатурян.
Как бы мы ни критиковали (во многих случаях уместно) форум Армения-Диаспора и работу министерства Диаспоры в целом, но наши соотечественники увидели в этой деятельности определенные импульсы: эти мероприятия способствовали тому, чтобы мы «говорили на одном языке». Естественно, речь идет об общественном, политическом «языке». В то же время одобряются и некоторые инициативы уполномоченного по делам диаспоры Заре Синаняна.
Не только из этих разговоров, но и из общения , имевшего место ранее, у меня сложилось впечатление, что пропасть между Арменией и Диаспорой за эти 4 года углубилась. Проблема не только в ухудшении отношений с Дашнакцутюн, ошибка, которую, кстати, допустил и Левон Тер-Петросян. Нынешняя власть была настолько недальновидной, что рассорилось с Первопрестольным Эчмиадзином, что негативно воспринимается в Диаспоре. Но в целом мне кажется, что из-за определенного тщеславия и высокомерия нынешних руководителей фактор Диаспоры на деле (не на уровне слов) недооценивается.
Читайте также
Тогда как я сомневаюсь, что независимо от того, какие бы власти и внешние союзники у нас ни были, мы сможем справиться с современными вызовами в одиночку — 2,5-3 миллионами.
Арам АБРАМЯН