«Аналитикон». За все время продолжающихся более полугода переговоров Армения и Турция достигли первой договоренности – в самые краткие сроки открыть сухопутную границу для граждан третьих стран, начать прямые воздушные грузоперевозки, а государственные органы Армении и Турции должны приступить к работе по согласованию технических деталей и реализации достигнутых договоренностей.
Достижение определенных промежуточных договоренностей было нужно обеим сторонам, чтобы продемонстрировать – длившиеся несколько месяцев переговоры не в тупике, есть реальный прогресс, а это, в свою очередь, необходимо, чтобы сообщить смысл дальнейшим переговорам. Другое дело, будут ли реализованы договоренности. Не исключается, что стороны будут обсуждать технические детали еще несколько месяцев, а собственно реализацию стороны, особенно, турецкая – будут бесконечно затягивать, потому что открытие сухопутных границ для граждан третьих стран и воздушные грузоперевозки явно не являются основными целями Турции. Иначе говоря, это лишь небольшие шаги, призванные подтолкнуть армянскую сторону к созданию предпосылок для других договоренностей. Тем более, что накануне последней встречи спецпереговорщиков Армении и Турции Рубинян заявил, что в переговорах пока нет никаких результатов, и все зависит от политической воли Турции. Это, в свою очередь, также могло подтолкнуть турецкую сторону к небольшому «прогрессу», чтобы можно было показать хоть какой-то результат.
Примечательно, что спустя 5 дней после встречи спецпереговорщиков, 6 июля, состоялась телефонная беседа между премьер-министром Армении и президентом России. В сообщении армянской стороны, конечно, об этом не упоминалось, но в сообщении Кремля особо отмечено, что разговор состоялся по инициативе армянской стороны, и Пашинян проинформировал Путина о последних контактах, нацеленных на урегулирование армяно-турецких отношений[1].
Армяно-турецкие переговоры в январе этого года стартовали в Москве, а до этого армянская сторона официально обратилась к России за посредничеством. Хотя следующие встречи проводились в Вене, без посредников, а турецкая сторона периодически говорит о переговорах без третьей стороны, но данный разговор свидетельствует о том, что Россия опосредованно вовлечена в процесс, и Армения уведомляет Россию о деталях переговоров и координирует свои действия с российской стороной. Это стало особенно очевидно, когда 11 июля состоялись первые за 10 лет прямые контакты между руководителями Армении и Турции.
Читайте также
Хронологически телефонная беседа между Пашиняном и Эрдоганом совпала с одним из основных мусульманских праздников Курбан байрамом, и для Пашиняна это стало хорошим поводом вступить с Эрдоганом в прямой контакт, в ответ на который президент Турции поздравил Пашиняна с праздником Вардавар. В распространенном администрацией турецкого президента сообщении упоминается, разумеется, только «Вардавар», без ссылки на то, что это один из основных христианских праздников – Преображения Господня, но в данном случае упомянутый христианский праздник также пришелся ко времени и стал протокольным поводом для контактов. Пресс-службы армянского премьера и турецкого президента распространили идентичные сообщения, согласно которым главы государств ожидают, что достигнутые 1 июля договоренности будут реализованы как можно скорее[2]. Сразу же после появления в турецкой прессе сообщения о разговоре Пашиняна и Эрдогана состоялась телефонная беседа Эрдогана с президентом России Владимиром Путиным. Хотя в сообщениях турецкой и российской сторон не указывается, что президенты обратились к теме армяно-турецких отношений, велика вероятность, что этот вопрос обсуждался. Вот почему следует заключить, что и Армения, и Турция координируют процесс нормализации с Россией. Не исключается также, что Пашинян и Эрдоган встретятся, скорее всего, в той же Вене, но опять же при поддержке российской стороны.
С другой стороны, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что они предлагали провести первую встречу переговорщиков в Ереване, но армянская сторона отказалась. Чавушоглу сказал об этом после встречи в Анкаре с министром иностранных дел Австрии Александром Шалленбергом, поблагодарив за организацию переговоров в Вене и заметив, что было бы логично провести следующую встречу в Армении и Турции[3]. Турции, конечно, выгодно, чтобы переговоры продолжались в двустороннем формате и перебрались из третьих стран в Армению и Турцию, чтобы можно было перевести процесс в более предметную фазу.
С другой стороны, однако, Турция не может не обсуждать вопросы, связанные с Арменией, с Россией, и на данный момент нет серьезных оснований полагать, что Турция не склоняется к этому, чему есть несколько причин:
- Армяно-турецкие переговоры, как уже было отмечено, начались при непосредственной поддержке России, и этот факт российская сторона неоднократно припоминала, в том числе, 14 июля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что процесс нормализации начался при прямом посредничестве России, и они готовы поддержать дальнейшие подвижки.
- Сложно представить, чтобы Турция не обсуждала этот вопрос с Россией, пользующейся колоссальным влиянием в регионе и крепко связанной с Арменией многими нитями.
- И Россия, и Турция, несмотря на многочисленные противоречия, имеют общие представления о нашем регионе. Сейчас, как было заявлено, готовится вторая встреча в формате «3+3», которая состоится в Иране. Россия, Турция, а также Иран считают сейчас приоритетным развитие данного формата, чтобы решать региональные проблемы между собой – без внерегиональных сил. Следовательно, если Россия и Турция готовы работать друг с другом по региональным вопросам, то отношения Армения-Турция являются одним из этих вопросов.
- В отличие от Армении, шаги Турции продиктованы гораздо более многопластовыми обстоятельствами. В условиях украинского кризиса Турция не присоединяется к антироссийским санкциям, прилагая все усилия, чтобы подключиться к вероятным русско-украинским договоренностям как посредник, активно работает на урегулирование проблем вывоза украинского зерна, и встреча представителей Турции, России, Украины и ООН по этому вопросу 13 июля состоялась не где-нибудь, а в Стамбуле. Более того, вследствие западных санкций возникла возможность расширить пространство экономической кооперации между Россией и Турцией. Активизировалось и сирийское направление, поскольку Турция давно уже заявляла о намерении осуществить очередную операцию на севере Сирии против курдов. 19 июля в Тегеране в рамках «Астанинского формата» состоится трехсторонняя встреча президентов России, Турции и Ирана – по сирийской повестке. Так что, Турция сейчас и, можно быть уверенными, в будущем должна будет работать с Россией по целому ряду важных направлений. И в этих условиях сложно вообразить, что Турция не станет обсуждать с Россией вопрос нормализации отношений с Арменией.
- В конце концов, дабы не ходить далеко, одна из договоренностей, достигнутых на встрече спецпереговорщиков Армении и Турции – открытие границы для граждан третьих стран – может представлять интерес особенно для России. Сторонам, конечно, еще предстоит решить, какой паспортный, таможенный режим будет задействован, есть масса и других вопросов, которые следует уточнить. Если, к примеру, будет решено, что граждане третьих стран могут пересекать армяно-турецкую границу не только с туристическими целями, но и возить с собою грузы, то это может заинтересовать в особенности российский бизнес – в чисто географическом смысле. Россия и Турция осуществляют грузоперевозки воздушным и морским путями, а для железнодорожных перевозок армяно-турецкая железная дорога, помимо грузинской, также может оказаться привлекательной.
- Но не стоит забывать, что Турция не отклоняется от ранее декларированной линии: Мевлют Чавушоглу несколько раз за последние месяцы заявлял о необходимости открытия так называемого «Зангезурского коридора», и этот вопрос остается в повестке. Во-вторых, Турция продолжает настаивать, что любые вопросы, касающиеся Армении, координирует с Азербайджаном, и должны быть урегулированы и отношения между Арменией и Азербайджаном. Не стоит разъяснять, как такое урегулирование представляет Азербайджан, и если турецкая сторона согласовывает с Азербайджаном каждый шаг, даже если это делается для снятия сопротивления Азербайджана, то реальную, взаимовыгодную нормализацию отношений между Арменией и Турцией сложно представить.
Не стоит забывать, что Турция до сих пор отказывается открыть в полной мере армяно-турецкую границу и снять одностороннюю блокаду Армении. Очевидно, что за полноценное открытие границы и установление дипломатических отношений Турция требует цену от Армении, иначе, чтобы сообщить темп переговорам, снять озабоченности армянской стороны, она пошла бы, так сказать, на жест доброй воли, открыв границу и установив дипломатические отношения, и уже в равных условиях стороны продолжали бы обсуждать все необходимые вопросы. Так что, бессмысленно ожидать, что Турция просто так, без существенных уступок, откроет границу, установит дипломатические отношения и прочее. Хотя представитель Армении Рубен Рубинян в интервью радио «Азатутюн» сказал, что вопрос о переподтверждении де-юре границы Армения-Турция или, так сказать, ренонсации Карсского договора во время переговоров не обсуждается, но около двух месяцев назад Чавушоглу заявил, что есть договоренность о создании комиссии по редемаркации границы. Армянская сторона сначала опровергла, потом подтвердила, что подобный вопрос Турция выдвинула, но армянская сторона отказалась. Это еще один вопрос, который Турция имеет под рукой и в любой момент может выдвинуть. И, наконец, невозможно обойти вопросы, связанные с Геноцидом армян, и без достижения решений по этому вопросу Турция вряд ли согласится на реальные подвижки в процессе и просто так снимет экономическую, коммуникационную блокаду, тем самым «освободив» Армении руки.
И наконец: как бы то ни было, мы живем в поствоенных реалиях, которые являются отправной точкой для всего. Если до войны 2020 года, когда Армения представляла собой более важный фактор, чем сейчас, Турция не соглашалась на нормализацию отношений, то сейчас сложно представить, что получившая весомое влияние в регионе Турция может без получения важных для себя уступок пойти на выгодные для Армении договоренности.
Айк СААКЯН
Эксперт
Ереван
[1] http://kremlin.ru/events/president/news/68832
[2] https://www.tccb.gov.tr/en/speeches-statements/558/138710/phone-call-with-prime-minister-nikol-pashinyan-of-armenia-
https://www.primeminister.am/hy/press-release/item/2022/07/11/Nikol-Pashinyan-Telephone-Conversation/
[3] https://www.aa.com.tr/en/politics/turkiye-offered-armenia-to-host-1st-round-of-normalization-talks-foreign-minister/2629884