В эти дни из Кашатагского района Арцаха с целью транспортировки демонтируются памятники истории и культуры. Напомним, что жителям Бердзора, Агавно и Суса сказано покинуть свои дома до 25 августа. Aravot.am побеседовал с заместителем министра науки и образования Арцаха Лерником Ованнисяном. Он занимается координацией работ.
— Господин Ованнисян, проинформируйте, пожалуйста, какие типы памятников демонтируются, и о каком объеме транспортировки идет речь?
— В основном речь идет о монументальных памятниках — хачкарах, мемориалах. Их перевозят согласно плану гражданской обороны: поскольку жителей этих населенных пунктов эвакуируют, то и памятники монументального искусства, книжные коллекции, музейные экспонаты также необходимо эвакуировать. На данный момент полностью перевезены книжный фонд Бердзорской городской библиотеки, монументальные памятники общин Сус, Агавно и города Бердзор. Процесс продолжается. В Агавно и Неркин Сус работа подходит к концу. Завтра, скорее всего, закончим транспортировку памятников, возведенных на трассе Бердзор-Горис. Осталось перевезти некоторые монументальные памятники с территории города Бердзор. Это около 48-50 памятников.
Читайте также
— Что будет с перевезенными памятниками, где они буду установлены?
— Все будет собрано в одном месте, то есть разные предложения от частных лиц, у нас также есть договоренность с Арцахской епархией Армянской Апостольской церкви о том, что в Степанакерте будут созданы парки, там будут установлены памятники. После полной инвентаризации будут решаться вопросы, связанные с судьбой памятников. Перевезем в безопасное место, проблем не будет. Есть полицейский контроль.
— Господин Ованнисян, очевидно, с какой страной мы имеем дело и какую судьбу ожидает армянские культурные памятники под руководством Азербайджана. Параллельно с этой реальностью в социальных сетях поднимаются вопросы о том, почему, например, разбирают камни-хачкары Бердзорской церкви. Видео было распространено в сети, и был поднят вопрос: «вы помогаете азербайджанцам, чтобы им было легче превратить церковь в мечеть?»
— Это был единичный случай. Других случаев не было. Дети частного лица обратились к нам, сказали, что на стене Бердзорской церкви есть такой же хачкар в честь их отца. Они захотели взять его и унести с собой. Все остальные на месте. Я тоже сегодня там был. По договоренности с преподобным мы помогли, чтобы епархия смогла увезти церковное имущество, а не кресты, например.
Луиза СУКИАСЯН