«Мы считаем, что к ответственности должен быть привлечен не только Джалал Арутюнян. Круг виновных широк», — такое мнение в беседе с Aravot.am высказал глава общественной организации «Союз родственников солдат, погибших и пропавших без вести в третьей Арцахской войне» Армен Асрян.
Он напомнил, что в прошлом году родители погибших солдат воинской части «Цор» подали заявление в правоохранительные органы и четко указали, кого именно они обвиняют: «Есть разные имена, начиная от командира взвода, начальника штаба, начальника артиллерии и до Джалала Арутюняна. У всех есть доля вины. По делу заместителя начальника штаба артиллерийского дивизиона Д-20 воинской части АО Геворга Геворгяна я уже говорил, что он на самой низкой должности, есть более ответственные виновные».
Несколько дней назад экс- командующему Армии обороны Джалалу Арутюняну было предъявлено обвинение, и согласно сообщению Следственного комитета, обвинение предъявлено по 3 пункту статьи 376 УК Республикой Армения, принятого 18 апреля 2003 года (соответствует 3 положению статьи 550 действующего Уголовного кодекса Республики Армения), в тот же день была избрана мера пресечения — запрет на выезд и приостановление полномочий.
В связи с этим Армен Асрян сказал, что обвинение было ожидаемым: «Сейчас я не знаю, действовали ли эти солдаты так по неосторожности или сознательно, это прояснит следствие или суд. Наши ожидания оправдались, Джалала Арутюняна обвиняют по нескольким эпизодам, одним из которых является факт гибели солдат дивизиона Цор, дивизиона Д-20. Другой — факт печально известный контрудар. На мой взгляд, тот контрудар с самого начала был обречен на провал, потому что это решение не соответствовало ни одному пункту военного положения. Это было грубейшим нарушением, и за него должен нести ответственность не только Джалал Арутюнян, потому что, да, единоличное решение принимает командующий армией, но свое мнение должны представить начальники соответствующих отделов боевой службы. Теперь возникает вопрос, доложил ли начальник оперативного отдела и представил ли оперативно-тактические расчеты по соответствующему контрудару или нет? Или разведка, ПВО и т.д?
Читайте также
Похоже, им было наплевать на мнение других, они просто должны были это сделать. В любом случае, несет ответственность лицо, принимающее единоличное решение. А если на это решение повлияли какие-то силы, то он должен был осознавать, что в итоге ответственность лежит на нем, и не надо было на это идти. Осуществив тот контрудар, мы потеряли последние резервы, был сломан хребет армии, прорвана большая часть обороны, через которую они вышли к Шуши. А оборону Шуши надо было начинать с Гадрута».
Асрян напомнил об операциях Вооруженных сил во время «Новруз-байрам» в 2014-2015 годах: «Мы вели полную оборону, поскольку азербайджанцы отмечали этот праздник? А в случае с 44-дневной войной были все предпосылки, чтобы заподозрить, что противник готовился к атаке. На учениях так и писалось: под предлогом войсковых учений противник выдвигает свои войска, группируется и т.д. То же самое произошло, где был ваш мозги, почему вы не предприняли адекватных шагов, когда были факты того, противник готовил технику, артиллериюдальнего действия, «Смерчи» и так далее? Заранее ничего не сделали, и именно в результате этого мы понесли большие потери на местах постоянной дислокации.
По словам Асряна, по делу Джалала Арутюняна должны быть раскрыты и другие эпизоды. А для этого, по его словам, должны говорить должностные лица, те, кто был непосредственным участником тех эпизодов.
По словам Асряна, Геннадий Багдасарян должен быть привлечен к ответственности. «Разве он не знал, какая там ситуация, что все не на месте? Почему он ничего не предпринял? Потому что ему было все равно, его родственник там не служил, человеческая жизнь не имела для них никакой цености». В профессиональном плане он попытается обвести всех вокруг пальца, и прикинуться нивиновным. Мы этого не допустим. Мы вместе с родителями будем последовательны, примем участие в судебном процессе, не позволим ввести всех в заблуждение, не позволим власти повлиять на судебный процесс. И я надеюсь, что это будет не последнее обвинение».
Нелли БАБАЯН