Это, на самом деле, создание горизонтальных связей между людьми.
Понятие гражданского общества на нашем постсоветском пространстве искажено. Этому искажению в какой-то степени способствовала политика Запада в отношении наших стран. Исходя из этого, понятие сузилось и часто воспринимается как группа ОО (общественных организаций), которую Запад сделал инструментом борьбы с российским влиянием и, если представится возможность, проведения «цветных» революций. Здесь, конечно, легко попасть в сферу конспирологии, видя в каждом эпизоде скрытые замыслы неких темных сил. Если вы спросите меня, то, на мой взгляд, ослабление влияния России и даже проведение цветных революций — это вовсе не негативные явления. Но все это не имеет ничего общего с гражданским обществом.
Пожалуй, одним из первых об этом явлении заговорил французский мыслитель Алексис де Токвиль, который в 30-х годах 19 века, посетив США, констатировал, что в этой стране в европейском понимании нет никакой аристократии, но, с другой стороны, нет и полностью необразованного и изолированного от остального общества слоя. Общество организовывается не вертикальными — сверху вниз, а горизонтальными связями. Врачи защищают свои интересы, объединяясь с другими врачами, юристы — с юристами, фермеры — с фермерами, также создавая банки и лоббистские организации, профсоюзы, благотворительные структуры.
В 60-х и 70-х годах 20 века американские политологи Алмонд и Верба обобщили все эти процессы под понятием «гражданская культура», которую они рассматривали как одну из основ демократии. Горизонтальные связи уравновешивают интересы. С одной стороны, они блокируют произвол правительств, а с другой стороны, не дают массам, так сказать, «выйти из своих берегов». Возможно, это одна из причин, почему в Соединенных Штатах после гражданской войны 1861–1865 годов не было подобных бурных событий.
Читайте также
Власти в тоталитарных или авторитарных странах, естественно, заинтересованы в укреплении вертикальных связей и ослаблении или устранении горизонтальных связей. Закономерно, что, например, в сталинскую эпоху поощрялось стукачество. Или, отказ от родителей, детей, братьев, потому что семья — самая древняя и крепкая форма горизонтальных связей.
Отчасти благодаря ношению сталинского наследия, а отчасти и под влиянием своеобразного фейсбуковского «стукачества» настоящее гражданское общество в постсоветских странах, в частности в Армении, развивается медленно. Мы не поощряем волонтерство, искреннюю, неафишируемую благотворительность, желание просто протянуть руку ближнему, социальную ответственность. А если такие и есть, то постоянно возникают вопрос — какие же нехорошие, корыстные цели под этим скрываются. Если какой-нибудь молодой человек решит поработать в воскресенье, скажем, в доме престарелых, в соцсети обязательно возникнут подозрения, что он либо пиарится, либо набирает баллы для поступления в западный вуз.
Если владелец гостиницы или ресторана решит заасфальтировать не только фасад своего заведения, но и прилегающие к нему улицы, сразу возникнут подозрения, что он собирается стать депутатом или главой общины. Или последний, свежий пример. Известный бизнесмен переезжает в Арцах, и сразу возникают вопросы: кто его отправил, от кого он бежал?
Таким образом, одной из предпосылок становления гражданского общества является доверие, доброе, сострадательное отношение друг к другу. На первый взгляд это кажется какой-то лирикой, но на самом деле это, как принято говорить, вопрос безопасности.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
06.09.2022