Подразделения ВС Азербайджана открыли интенсивный огонь в направлении армянских позиций. В Национальном Собрании подготовлен проект заявления. Премьер-министр РА Никол Пашинян прибыл в парламент, чтобы представить ситуацию и ответить на вопросы депутатов.
Никол Пашинян заявил, что в последние дни Азербайджан ведет информационную войну, распространяя дезинформацию. «Что происходит и почему? Во-первых, это связано с переговорным процессом по карабахскому вопросу. Вы все помните, что в марте 2022 года Азербайджан представил 5 предложений по мирному договору. Наш ответ состоял в том, что в этих предложениях нет ничего неприемлемого для нас, но эти положения должны быть заполнены, и мы готовы на их основе провести переговоры и подписать мирный договор, если мы достигнем согласия по соответствующим пунктам. Но в процессе, в частности во время последней встречи в Брюсселе, выяснилось и стало ясно, что Азербайджан отказывается заключать мирное соглашение на основе представленных в том числе и нами принципов. Положений было несколько, один из них – соблюдение пунктов договоренностей от 9 ноября, 11 января и 26 ноября, следующий важный пункт касался безопасности, прав народа НК и исходящего из этого статуса. Позиция Азербайджана, высказанная в ходе переговорного процесса, заключается в следующем: они сказали, что не хотят обсуждать карабахский вопрос с Арменией, потому что по их мнению, карабахский вопрос решен, или это внутренний вопрос Азербайджана, они не хотят обсуждать этот вопрос с Арменией.
Но на этом история не заканчивается. Мы и раньше говорили, что один из предложенных Азербайджаном принципов, который касается взаимного признания территориальной целостности, для нас приемлем. Но на этом все не заканчивается, есть необходимость в дополнительных уточнениях: что мы понимаем под территориальной целостностью? Или когда Азербайджан говорит о территориальной целостности Армении, имеет ли он в виду территории, которые оккупировал в результате событий 12 мая 2021 года или после первой войны? У нас создалось впечатление исходя из обсуждений, что этот вопрос однозначно не получает ответа от Азербайджана.
Естественно, Азербайджан рассчитывает, что Армения признает Нагорный Карабах частью Азербайджана. Предполагается ли, что после этих вопросов, если теоретически будет взаимопонимание, у Азербайджана нет и не будет никаких территориальных претензий к Армении? В контексте разговора и закрепления политических позиций озвучивается, что да, Азербайджан не имеет территориальных претензий к РА, но когда разговор идет, например, о демаркации и делимитации, становится очевидным, что Азербайджан собирается поднять некоторые вопросы в этом контексте, по их формулировке и определению, относительно «некоторых территорий, якобы переданных РА незаконным путем». Названия этих территорий они произносят в публичных выступлениях, говорят о них. По большому счету, нужно констатировать, что когда они дают интервью такого содержания, то иногда начинают с Нрнадзора, продолжаются Зангезуром или Сюникским марзом и заканчивают столицей Армении Ереваном. Если бы это были просто интервью, то их можно было бы и не комментировать, однако все факты, в том числе дипломатические и переговорные, доказывают, что это последовательная политика со стороны Азербайджана.
Что касается нагорно-карабахской проблематики, то их позиция становится все более ясной — такого вопроса нет, проблема Нагорного Карабаха разрешена, поэтому с Арменией нечего обсуждать. Они могут обсудить этот вопрос с международными организациями и, согласно их формулировке, с представителями армян Нагорного Карабаха — в рамках конституции Азербайджана».
Читайте также
Рипсиме Джебеджян