Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 20 сентября в своем выступлении в ходе 77-й сессии Генассамблеи ООН заявил: «Освобождение оккупированных земель Азербайджана дало исторический шанс установить прочный мир и стабильность на Южном Кавказе. Именно поэтому Турция поддерживает процессы, происходямежду Азербайджаном и Арменией. Даже если столкновения, которые произошли в последние дни, омрачают эту хорошую атмосферу, тем не менее мы считаем, что в кратчайшие сроки можно заключить всеобъемлющее мирное соглашение между двумя странами». Примечательно, что через несколько дней после 13 сентября — нападения Азербайджана, премьер-министр РА Никол Пашинян заявил следующее. «Создавшаяся ситуация никоим образом не умаляет важности мирной повестки». В связи с этим на вопросы «Аравот» ответил директор Института истории НАН, историк Ашот Мелконян.
— Г-н Мелконян, принимая во внимание упомянутое заявление, какие месседжи посылают Армении? Напомним также, что именно Эрдоган первым заявил «об окончании военной операции на границах Республики Армения» — после визита спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси.
— По крайней мере, визит Пелоси в Армению показал, что не все пути закрыты. Есть двери. Я не могу однозначно сказать, что после этого визита все, что связано с РА, пройдет гладко, тем более, что у нас были ожидания от нашего стратегического союзника России, которые не оправдались. Однако из контекста выступления Эрдогана можно понять, что и Азербайджан, и Турция поняли, что не могут безнаказанно продолжать свою деятельность в этом регионе, потому что это является звеном общей цепи. Почему? Потому что та же самая наглая, циничная политика ведется и в отношении США. Есть территориальные претензии к островам Эгейского моря. Та же политика ведется в отношении Кипра. Похоже, то же самое относится и к Грузии, с которой у нас дружеские отношения, поскольку Эрдоган неоднократно говорил, что Ахалкалаки и Ахалцхе – родина турок-месхетинцев, и он сам – турок-месхетинец и мечтает о том, когда же они должны вернуться в свой Ахалцхе. Они точно так же много раз говорили о Батуми, Аджарской автономии, которую они хотят оккупировать политически – после экономического завоевания. Политика «ноль проблем с соседями», которую когда-то хотела осуществить Турция, полностью провалилась. Сейчас есть стопроцентные проблемы со всеми соседями, кроме Азербайджана, который не имеет границы с Турцией, но сможет получить, если этот наглый, циничный план будет реализован.
– На Ваш взгляд, что в данный момент хочет от нас коллективный Запад, какую цену мы заплатим за это хрупкое перемирие?
Читайте также
– Полагаю, что активизация политического направления США, как и Франции, в какой-то степени надевает на Турцию и Азербайджан смирительную рубашку. Последние события говорят о том, что на них можно надеть смирительную рубашку, именно поэтому они стали выступать с оговорками касательно собственной агрессивной политики. Они заговорили о том, что «эпоха мира» кажется совсем близкой, и им следует ускорить заключение мира на своих условиях, осознавая, что противоборствующие стороны в этом вопросе, Иран и США интересным образом пришли к соглашению, к общему знаменателю. У меня есть надежда, что если отношения между Ираном и США, связанные с ядерной программой, превратятся в нормальные межгосударственные отношения, то мы от этого только выиграем. Я хотел бы обратиться к нашему народу. Не нужно отчаиваться. У нас есть реальные рычаги для защиты нашей родины. Во всяком случае, героическая борьба 90-х это показала. Не будем забывать, что это перемирие было результатом не иностранного вмешательства, а храбрости армянского солдата. Он заплатил за это своей жизнью. Наш союзник номер один – армянский солдат, армия.
— Есть мнение, согласно которому интерес США к нашему региону заключается в изоляции Ирана, и, поддерживая требование Турции и Азербайджана о коридоре через территорию Армении, США хотят изолировать Иран.
— Это больше желание Израиля. США и Иран пришли к общему знаменателю по нескольким пунктам, и кажется, что в конце туннеля есть свет. Если это произойдет и проблема будет решена, мы выиграем от этого. Не случайно Израиль уже сетует на то, как США, возможно, пойдут на уступки Ирану, пытаясь найти общий язык по вопросу ядерной программы. На мой взгляд, США больше заинтересованы в ядерной программе, потому что ядерная война угрожает всем. У США есть все шансы экономически привязать к себе такую страну, как Иран. До исламской революции эти отношения были даже дружескими, и иранская нефть свободно поставлялась в США.
Луиза СУКИАСЯН
Газета «Аравот»
24.09.2022