Неопределенное будущее для Арцаха и дополнительное усиление присутствия России на территории Армении
Несколько дней назад старший научный сотрудник Фонда Карнеги по делам Кавказа Томас де Ваал опубликовал статью под названием «Новые грозовые тучи сгущаются над Арменией и Азербайджаном» в которой он комментирует азербайджанское вторжение на территорию Армении 13-14 сентября, отмечая, что боевые действия начались в Брюсселе спустя всего две недели после четвертого раунда переговоров на высшем уровне между Пашиняном и Алиевым при содействии ЕС.
По мнению автора, в 2020 г. после победы в войне Алиев применил против Армении то, что высокопоставленный азербайджанский чиновник представил Томасу де Ваалу как стратегию «дипломатии принуждения» — путем переговоров и силы. «Первое — заставить Армению подписать «мирный договор», по которому она откажется от Карабахского региона, населенного преимущественно армянами. Второе — выгодная для Азербайджана демаркация армяно-азербайджанской границы. Третье — новая автомобильная дорога с минимальными проверками и контролем и соединением через территорию Армении с эксклавом Нахиджеван, называемая «Зангезурским коридором».
Комментируя переговоры между Арменией и Азербайджаном при посредничестве Шарля Мишеля, автор отмечает, что стороны «согласовали суть сделки по транспортным маршрутам еще в начале лета, до того, как русские заговорили о некоторых осложнениях, которые остановили все». Согласно автору статьи, в течение лета велась интенсивная работа над текстами, определяющими межгосударственное соглашение (требование Азербайджана) с положениями о правах и безопасности карабахских армян (требование Армении).
Читайте также
Он отмечает, что лидеры думают, что они могут публично отказаться от того, о чем они договорились на закрытых встречах, использовать время или применить силу, а затем добавляет: «Россия по-прежнему является посредником с серьезными интересами, даже если ей не доверяют как честному посреднику. Есть информация, что Москва также выступила с проектом мирного договора, который откладывает на неопределенный срок вопрос о статусе Карабаха, договора, который нравится армянам больше, чем европейское предложение. В то же время США, решительно поддерживая ЕС, вселили Армении определенные надежды, назначив новым посланником на Кавказе Филипа Рикера, который известен как сопредседатель Минской группы ОБСЕ — бывшего посреднического механизма, который на руку Еревану. Молниеносный визит спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси в Армению наводит на еще более противоречивые мысли».
С точки зрения возвращения лидеров Армении и Азербайджана за стол переговоров Томас де Ваал особо отметил процесс при посредничестве Шарля Мишеля, который, по его словам. «В настоящее время является единственным жизнеспособным, нуждается в гораздо более сильной поддержке со стороны Европейской комиссии, стран-членов ЕС и США. Если она будет прекращена или потерпит неудачу, есть две мрачные альтернативы: посредничество вернется к Москве или, что еще хуже, обе стороны будут готовиться к следующей войне.
Томас де Ваал активно следит за процессами в регионе со времен первой карабахской войны, и, судя по всему, определенный объем информации ему предоставили определенные надежные источники.
Впрочем, даже если бы такая утечка не была организована, из недавних нервозных заявлений российских властей можно было бы сделать лишь вывод о том, что Москве не нравятся трехсторонние переговоры под эгидой Брюсселя, что, естественно, подразумевает наличие европейской версии документа для достижения мира, которого Москва не примет и будет продвигать письменные и устные договоренности, предусмотренные в документах, под которыми стоит подпись Путина.
В телеграм-пространстве уже начались более интенсивные обсуждения касательно вариантов Москвы и Брюсселя для установления мира между Арменией и Азербайджаном. Согласно этим обсуждениям, версия Москвы предполагает, что будут включены следующие основные пункты: открытие транспортного коридора согласно пункту 9 трехстороннего заявления от 9 ноября в 2020 года, однако, принимая во внимание одно важное обстоятельство: контроль транспортного сообщения между Азербайджаном и Нахиджеваном будет осуществляться исключительно Российской Федерацией, а не пограничниками РА.
Естественно, планируется демаркация и делимитация границ между Ереваном и Баку, признание границ на основании определенных карт, находящихся в Генштабе РФ. А что касается судьбы Арцаха, то да, согласно информации, она оставлена, так сказать, на будущее, с надеждой, что вопрос решится после установления «прочного мира».
То есть, Москва предлагает соглашение с неопределенными условиями для Арцаха и дополнительное усиление присутствия России на территории Армении. Иными словами, в ближайшее время, в условиях неопределенности деятельности российской миротворческой миссии в Нагорном Карабахе, приобретение новых рычагов воздействия против, в первую очередь, Армении, а также с точки зрения вступления в переговоры и торг с Азербайджаном, Алиевым.
Что же касается европейской версии, то, принимая за основу различные утечки информации в интернете, можно сделать вывод, что данная версия мирного договора подразумевает следующие основные пункты: открытие всех каналов связи между Арменией и Азербайджаном, которые будут контролироваться исключительно республиками, на территории которых они должны проходить. То есть, исключение присутствия третьей страны. Согласно этому варианту, естественно, произойдет демаркация и делимитация между Арменией и Азербайджаном, хотя и не ясно, на каких основаниях, а также признание территориальной целостности друг друга и исключение территориальных претензий.
Что касается Арцаха, то на этот счет информации пока нет, либо в европейской версии урегулирования нет упоминания об Арцахе, а значит, Армения больше не будет иметь никакого влияния на решение судьбы Арцаха. Этот вариант, в свою очередь, будет означать, что хотя судьба Арцаха временно находится в руках Москвы, она в качестве предмета постоянных переговоров останется в повестке дня Россия-Турция-Азербайджан.
Какой вариант ближе сердцу армянских властей, и вообще, увеличивая возможности маневра для Армении, не осложняет ли наличие двух вариантов ее положение?
Учитывая заявления американской стороны, можно предположить, что Вашингтон поддерживает брюссельскую версию. Если на столе армянской стороны есть варианты установления мира между Арменией и Азербайджаном, то рано или поздно властям РА будет предоставлено четкое время для выбора одного из них. После того, как это время истечет, возможности маневрировать больше не будет.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»
28.09.2022