Гость программы «Арересум» газеты «Аравот», доктор политических наук, профессор Гарик Керян, подчеркивает необходимость диалога между властью и оппозицией. «Диалог может стать определенной возможностью, инструментом для выхода из ситуации. Вспомним, что в истории есть немало примеров, когда в критический момент — во время войн или тяжелых социально-экономических, политических кризисов такой диалог имел место. Типичный пример был недавно в Израиле, когда ситуация осложнилась, нынешний премьер-министр начал немедленные консультации с бывшим премьер-министром Биньямином Нетаньяху. А в общении вообще не чувствовалось, что они политические оппоненты». Тогда как второй президент РА Роберт Кочарян убежден, что если бы власти нужно было сплочение, она бы предприняла практические шаги. «Где эта инициатива? В чем она выражается? Почему вы решили, что они нуждаются в этом? Не нуждаются, поскольку они не готовы объединять людей ради высоких целей».
Другой гость программы — доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной социологии ЕГУ Артур Атанесян, отвечая на вопрос, видит ли он месседжи со стороны власти, которые доказывают, что она осознает необходимость консолидации, сказал: «Оппозиция, пришедшая к власти в 2018 году, продолжает играть в оппозицию. Она до сих пор не вышла из революционного имиджа и борется с «внутренним врагом», как это было тогда — в 2018 году. И, фактически, у нас в Армении есть две оппозиции, но нет власти». Он добавил, что до сих пор все проблемы приписываются дореволюционным властям: «Эти два типа оппозиции видят друг в друге проблему и врага. И у нас нет власти, которая, как хозяин, должно видеть все проблемы — от начала до конца и уметь профессионально их решать. Неудивительно, что эти власти также не нуждались в экспертах и профессиональных ресурсах, ведь революционеры обычно не проявляют профессионального подхода, они используют силовые методы. И получается, что эти власти хорошо ведут борьбу лишь против бывших, однако не могут решить ни одного вопроса за пределами Армении».
Оправданы ли ожидания от встреч бывших президентов Армении и Арцаха с Католикосом всех армян касательно тоого, что они найдут выход из сложившейся ситуации? Ведь сами участники встречи заявляют, что именно власть должна вывести страу из кризиса, а не экс-президенты, у которых сегодня нет рычагов влияния. Подчеркнув, что нет полной информации по обсуждаемым в ходе этих встреч вопросам, Гарик Керян отметилл: «Возможно, в ходе этой встречи действительно было дано много полезных советов, которые можно было бы представить власти». Политолог обратил внимание на то, что в этих дискуссиях участвуют люди, которые в прошлом были ярыми оппонентами. «И если бывшие противники окончательно отбросили свои амбиции и ради интересов государства и нации, собрались в духовном центре, то почему они не обратились к действующему премьер-министру, который пришел бы и представил, как обстоят дела и какие есть предложения?»
В двух словах сказанное Левоном Тер-Петросяном заключалось в следующем: Армения капитулировала, не исключено, что через 6 месяцев мы окажемся в гораздо более сложной ситуации, и любая договоренность будет очень болезненной, следовательно необходимо совместно решить, какое решение будет наименее болезненным и совместно взять на себя ответственность за это решение и нести ее. Тогда как Роберт Кочарян, согласившись с тем, что мы находимся в очень сложной ситуации, считая возможным, что у нас нет даже 6 месяцев, предлагает стараться избегать болезненных решений. Предлагаемые им решения заключаются в том, чтобы произвести частичную смену власти, в короткие сроки усилить армию за счет Ирана и России и подготовиться к новой войне.
Читайте также
«Я не знаю, что можно сделать, но я — за то, чтобы «делать», а не уступать и отдавать, — сказал по этому поводу Артур Атанесян. — На мой взгляд, господин Тер-Петросян является очень мудрым человеком, как ученый, как мыслящий человек. Однако сегодня умение действовать важнее мудрости. И я вижу это в Кочаряне, у которого немало недостатков».
Комментируя предложение готовиться к новой войне, Гарик Керян сказал: «Даже на любительском уровне, читая множество исследований военных экспертов, где взвешиваются силы или военные возможности Армении и Азербайджана, становится совершенно очевидным одно: говорить о новой войне, значит говорить об окончательном уничтожении Армении».
«Для многих из нас все равно, кто именно предложит план по поднятию Армении на ноги. Мы готовы в этом участвовать», — сказал Артур Атанесян. Однако, по его словам, никто не предлагает. «И здесь для меня оппозиция и власть стали представителями очень похожей политической культуры. Они оба пассивно создали зеркальные отражения друг друга».
Анна ИСРАЕЛЯН