Сразу же после нашего поражения в последней войне предводитель Тавушской епархии Армянской Апостольской церкви отец Баграт Галстанян сделал несколько очень точных замечаний о том, что в Армении победила фейсбуковская, социальносетевая реальность. Это, на мой взгляд, означает, что ценность любого явления и любого слова оценивается тем, сколько просмотров, сколько «лайков» и «сердечек» оно собирает после появления в социальных сетях. Это приводит, как минимум, в двум последствиям. Во-первых, речь должна быть максимально «кричащей» и хлесткой, ведь мало у кого есть время и желание вникать в аргументы и логику. А во-вторых, произнося это слово, человек в последнюю очередь думает о его реальной ценности и значимости. Его, в первую очередь, беспокоит то, что после высказывания своей точки зрения он не окажется в среде хейтеров, где его накроет поток ненависти и оскорблений.
Это, в свою очередь, определяется тем, что современные люди не хотят самовыражаться в качестве самостоятельно мыслящих, дающих оценки и анализирующих личностей, а стремятся раствориться в какой-то группе, которая, по их мнению, составляет большинство: «весь народ, кроме одного-двух непонятных, так думает». Вместо того, чтобы рассуждать самостоятельно, гораздо проще спрятаться за какой-нибудь формулировкой, которая уже является готовым ответом и описывает все явления жизни.
К примеру, вы просматриваете ленту в Facebook и видите фотографию первого президента. Статью не открываете, даже заголовок не читаете, но пишете под ней известную «формулировку»: «Хорошо жить не будешь, Серго джан!» и этим решаете две задачи: во-первых, собираете много лайков своей «тонкой иронией», во-вторых чувствуете себя выдающимся национальным, политическим или общественным деятелем, сумевшим «поставить на место» Тер-Петросяна.
Эти особенности социальносетевой реальности, безусловно, влияют на политику, в том числе и на внешнюю. В частности, людей не интересует реальное содержание переговоров Лаврова-Мирзояна и их влияние на дальнейшие процессы. Пользователи берут одну фразу из слов министра иностранных дел РА и испытывают от этого огромную радость: «Молодец, какой смелый, как он круто сказал!». У меня есть большие сомнения на счет того, что такие фразы именно с этой целью и произносятся.
Арам АБРАМЯН