И какие грехи веками преследуют человечество?
Несколько великих людей в истории культуры, в том числе Августин Блаженный, Жан-Жак Руссо, Лев Толстой, написали произведения под названием «Исповедь». Насколько я понимаю, они не столько хотели исповедоваться в своих грехах, сколько дать читателю представление о том, какие были самые распространенные и, по их мнению, самые опасные пороки их времени.
Когда читаешь «Исповедь» Августина, убеждаешься в том, что пороки, по сути, на протяжении веков не изменились. Описывая языческий Карфаген 5-го века, он в качестве самого большого искушения представляет театр, который было важнейшим «медиа» того времени, и 17 веков назад самовыражался приблизителено так, как современные медиа. В обоих случаях цель – разжигание одинаковых страстей.
Рассказывая о театре, где он сам был частым гостем, Августин спрашивает: почему люди так стремятся смотреть сцены печальных, трагических событий, хотя у них нет желания испытывать настоящее горе? «Человеческое горе доставляет им удовлетворение, — пишет мыслитель, — какое безумие!». Не та же ли ситуация и сегодня, когда самым продаваемым «продуктом» телевидения и интернета являются катастрофы, аварии, кровопролития?
Читайте также
Люди хотят видеть эти сцены, однако они абсолютно не хотят иметь в жизни тех тяжелых переживаний, которые испытывают люди на экране. Продолжая перечислять грехи своей юности, Августин вспоминает, что грезил о форумах с их страстными спорами. «Там мне хотелось блеснуть и получить слова похвалы», — вспоминает автор. Он также добавляет: «Чем искуснее произнесена ложь, тем больше получаешь похвалы». Форум того времени — это сегодняшние социальные сети, формирующие нынешнюю «постмодернистскую» реальность, когда сказанное гораздо важнее того, что происходит на самом деле. Но является ли это новым явлением, и не было ли то же самое во времена Августина? Разница, пожалуй, в том, что до 2010-х на форуме были дискутирующие и слушатели, на сцене — играющие и зрители, писатели и читатели, а сегодня писателем является каждый, а значит вероятность написать явную чушь и получить за это слова похвалы сейчас в тысячу раз выше.
Августин увидел выход в том, чтобы оставить мирскую жизнь и стать священнослужителем. Это выход для мыслящего человека, но очень немногие могут пойти по этому пути. А мы? Я уверен, что можно жить в шумном городе, пользоваться интернетом и при этом в глубине души иметь некоторые важные черты монаха. И одной из таких черт, на мой взгляд, является осознание собственного предназначения, которое требует внутреннего спокойствия и отказа от честолюбия.
…Люди писали исповеди, как правило, в зрелом возрасте, когда, с одной стороны, они накопили достаточно опыта, чтобы осмыслить жизнь, а с другой стороны, их особо не заботило, что о них думают или говорят. Таким образом, можно сказать, что исповеди следуют или, возможно, сочетаются с сосредоточенным молчанием. Но, мне кажется, и нам, простым смертным, нужны определенные дни или хотя бы часы, когда мы будем держаться подальше от «форумов» и их особых споров. Возможно, мы не будем писать исповеди, но не исключено, что в некоторых вещах признаемся сами себе.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
30.10.2022