В заявлении, принятом по итогам встречи премьер-министра Армении Никола Пашиняна, президента России Владимира Путина и президента Азербайджана Ильхама Алиева в Сочи 31 октября, говорится: «Мы договорились воздержаться от применения силы или угрозы ее применения, обсуждать и решать все проблемные вопросы исключительно на основе взаимного признания суверенитета, территориальной целостности и нерушимости границ, в соответствии с Уставом ООН и Алма-Атинской декларацией 1991 г.». Гость программы «Арересум» газеты «Аравот», аналитик Лика Туманян, отвечая на вопрос, означает ли это положение, что все спорные вопросы, которые могут возникнуть, должны решаться по принципу признания территориальной целостности и суверенитета сторон, отметила: «Вообще я не считаю какую-либо формулировку любого подобного документа серьезной гарантией. Это всего лишь формальная бумага, заявление, а не документ, который был ратифицирован. Азербайджан способен аннулировать любой документ, даже если он был ратифицирован, Азербайджан может не сдерживать обещания, нарушать соглашения. Поэтому ни один пункт, упомянутый там, я не считаю окончательной договоренностью. Я считаю, что единственной опорой, на которую мы можем в какой-то степени рассчитывать, являются страны-гаранты, поручители того или иного документа. И второй важный вопрос: они все это гарантируют на словах или… какая гарантия? Например, сегодня гарантией безопасности Сюника являются иранские войска, а не заявления, не Турция, не Азербайджан, не Россия».
Другой гость программы, директор исследовательского центра «Регион» Лаура Багдасарян, отвечая на вопрос, можно ли сказать, что с этой встречей Россия вернулась к роли модератора в переговорном процессе, тем более что было впечатление, что недавно она была оттеснена от процесса, в частности, сказала: «Кто даст более существенную гарантию, чтобы конкретные достигнутые договоренности выполнялись, во многом зависит от того, чьи войска стоят там. Сколько бы ни говорили о России, о том, что ее вытеснили или не вытеснили, не исключено, что ее вытеснят насовсем, когда в 2025 году истечет мандат российских миротворцев, а Азербайджан и Турция начнут давить и заявят, что больше не хотят продления мандата миротворцев… Кроме того, в основном из-за поведения России армянская общественность разочарована Россией, имеет место, так сказать русоскептицизм. Это не ненависть к России, а критика политики, проводимой РФ, что очень нормально, ведь если два партнера о чем-то договариваются, а потом один из них это нарушает, то реакция второго партнера является естественной. Тогда уже можно будет говорить о том, что Россию вытеснили из региона. С другой стороны, у России есть жизненная потребность сохранить этот регион, потому что он тоже считается кавказским государством, с учетом северо-кавказского региона. Что должно быть вместо этого, чтобы она согласилась покинуть этот регион по той или иной причине, я не знаю, будущее покажет».
В ходе передачи также был затронут тот факт, что перед заседанием Совета ОДКБ Никол Пашинян заявил, что у Армении есть два ожидания, что государства-члены ОДКБ дадут политическую оценку сентябрьскому нападению, а также примут дорожную карту по восстановлению территориальной целостности Армении. Страны-члены ОДКБ не оправдали ожиданий властей РА. А министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что страны-члены были готовы одобрить решение об отправке наблюдательной миссии в Армению, однако на этой встрече такого решения принято не было. Более того, президент Беларуси Александр Лукашенко выступил с довольно грубыми оценками. «Лукашенко регулярно просит у Алиева деньги для решения экономических проблем Беларуси», — напомнила Лаура Багдасарян.
А Лика Туманян прокомментировала тот факт, что заявлениям Лукашенко не стали противодействовать Россия и другие страны-члены ОДКБ. «Это значит, что они игнорируют Лукашенко со всей его натурой и его позицией… Его уличный лексикон… этого еще не хватало, чтобы серьезные люди серьезно ему отвечали».
Читайте также
Анна ИСРАЕЛЯН