JAMnews. Парламент Грузии принял во втором чтении законопроект «О деолигархизации» 76 голосами «за», против высказались шестеро «Деолигархизация» — одно из условий плана из 12 рекомендаций, которые должна выполнить Грузия, чтобы получить статус кандидата в Евросоюз.
Оппозиция не поддерживает версию закона, инициированную «Грузинской мечтой». Согласно этой версии, Бидзина Иванишвили, миллиардер, в свое время основавший ныне правящую партию, которого часто называют теневым правителем страны, не будет включен в список олигархов. Вместо Иванишвили в документ внесут бизнесменов, которые так или иначе связаны с оппозицией.
Соответственно, есть вероятность, что вместо реальной деолигархизации закон еще больше укрепит неформальное правление Иванишвили и станет инструментом борьбы с оппозицией.
Иванишвили или Саакашвили — кто же в Грузии олигарх?
Пока неизвестен точный список людей, которых может коснуться закон об олигархах. Интереснее, что в него явно не попадают люди, «вдохновившие» западных партнеров Грузии на создание плана из 12 пунктов. Инициаторы законопроекта явно не спешат вносить в него миллиардера Бидзину Иванишвили, чье влияние на правительство, медиа и другие институты Грузии уже почти никто не отрицает.
Читайте также
Правительство и премьер-министр, которые по закону обязаны составить список олигархов, категорически отрицают влияние Иванишвили на политику и не признают его неформальное правление.
Иванишвили официально не владеет медиа, а также при действующей власти будет сложно доказать, что у него доминирующий бизнес в стране. Соответственно, получается, что Иванишвили соответствует только одному из четырех пунктов — четвертому, поэтому в реестр олигархов он, скорее всего, не попадет.
Это неоднократно подтверждали члены руководящего состава. На вопрос, имелся ли в виду Бидзина Иванишвили в плане из 12 пунктов, председатель правящей партии ответил:
«Это не могло предполагаться. Бидзина Иванишвили — бизнесмен со специфическим прошлым, к тому же меценат. В 2012 году он покончил с кровавым режимом [так правящая партия называет своих оппонентов и предшественников]. Поэтому о Бидзине Иванишвили нельзя говорить в таком контексте», — говорит Иракли Кобахидзе.
В длинном письме, опубликованном на его личной странице в Facebook, премьер-министр Иракли Гарибашвили отметил, что разговоры о том, что Иванишвили управляет действующей властью и контролирует ее, являются «полным фарсом и абсурдом».
При этом он предложил включить в реестр олигархов третьего президента Грузии Михаила Саакашвили, который уже год отбывает наказание в тюрьме.
«У нас в Грузии есть известные олигархи. Это люди, которые девять лет грабили грузинский народ. Например, Саакашвили — один из олигархов. Сегодня он сидит в тюрьме, а, значит, конкретный шаг к деолигархизации уже сделан», — сказал Кобахидзе.
Также кандидатом в этот же список является Давид Кезерашвили, основатель оппозиционной телекомпании «Формула» и один из главных финансистов оппозиционных партий. Имя Кезерашвили чаще всего упоминается правящей командой, когда речь идет о законе о деолигархизации.
«Кезерашвили — второй олигарх и против него возбуждено уголовное дело, и, конечно, для деолигархизации важно довести это дело до конца. Мы коснемся всех вопросов. Естественно, покончить с олигархами — одна из важнейших задач грузинского государства», — говорит Иракли Кобахидзе.
Кезерашвили занимал пост министра обороны и другие высокие должности при предыдущем правительстве, а после прихода к власти Иванишвили покинул Грузию. Каким именно имуществом владеет Кезерашвили, точно неизвестно, хотя представители власти указывают на коррупционное происхождение его денег. Против него было возбуждено несколько уголовных дел, и по одному из эпизодов он заочно приговорен к лишению свободы. А это значит, что в случае возвращения в страну его арестуют.
Миллионер Кезерашвили уже много лет является основным донором отдельных оппозиционных партий. Ему также принадлежит один из важнейших телеканалов «Формула». В настоящее время правительство пытается создать проблемы ему и его телевидению. Принятие грузинской версии украинского «Закона о деолигархизации» только облегчит им задачу, считают эксперты.
Есть у закона и критики в партиях-сателлитах «Грузинской мечты». Депутат парламента Давид Зилфимиани от «Альянса патриотов» говорит в интервью «Бизнес-Пресс Ньюс», что, согласно этому закону, он тоже становится олигархом:
«Я депутат, то есть могут посчитать, что я имею политическое влияние, владею некоторым имуществом, и так получилось, что в результате правил ЕС только у меня есть лицензия на телекоммуникационные каналы распространения», — сказал Зилфимян в интервью с «Бизнес ПрессНьюс».
По его словам, при желании олигархамиможно назвать многих:
«Что значит политическое влияние? Например, если человек живет в регионе и, скажем, владеет газетой а еще, допустим, разводит черепах. Если, кроме него, никто больше этой деятельностью не занимается, то вот он уже и олигарх. Налицо и владение медиа, и монопольный бизнес, и политическое влияние (посредством того же подконтрольного ему медиа) в определенной области».
Статья полностью