После последней встречи ОДКБ надо признать, что мы потерпели дипломатическое поражение как на западном, так и на восточном направлениях: так в ходе конференции на тему «Мирное» соглашение: конституционный вопрос и международно-правовые и политические последствия» сложившуюся ситуацию оценил доктор политических наук Стэнфордского университета Артур Хачикян, комментируя происходящие события с геополитической точки зрения.
«Наш бывший союзник больше не хочет защищать даже международно признанную территорию Армении. Выступая против диктатур, критикуя некоторых наших соседей, мы подвергли себя поражению на востоке. А на западе не смогли создать для себя никакой альтернативы. По сути, мы не смогли усидеть на двух стульях и провалили нашу внешнюю политику», — сказал Хачикян.
Сделав исторический обзор, доктор политических наук отметил: «Сейчас мы видим, как Армения и армянский народ получили свой 3-й исторический урок; первый был в 1870 г., это был Берлинский конгресс, Хримян Айрик и знаменитый бумажный черпак, обречение Западной Армении. Вторым уроком стал 1920 год, когда в очередной раз опираясь на мировое сообщество и опираясь на Запад, мы во второй раз потеряли полстраны.
Кстати, тем, кто думает, что мир или нашу безопасность можно обеспечить подписанием договора, еще раз скажу, что в 1918-1921 гг. было заключено 10 договоров, 7 из которых либо признаны недействительными, либо были нарушены. Теперь это наш третий урок, уже четыре года, как мы отрезали себя от реальной политики и возлагаем надежды на европейские страны, и Запад, и теперь видим результат. Обсуждаются два варианта мирного договора: западный и российский. В российском варианте говорится, что у Арцаха может быть какой-то статус, но сейчас об этом говорить не следует. Согласно западному документу, Арцаха нет вообще, об Арцахе вообще не говорят, речь идет о культурной автономии. О чем идут переговоры, сказать сложно, потому что поступает противоречивая информация».
Читайте также
Хачикян напомнил, что на международной арене есть десятки примеров нарушения мирных договоренностей, когда сменяются интересы. «Есть признаки того, что наше руководство начинает осознавать, что документ не решает вопрос, но после стольких ошибок сложно представить, как мы сможем обеспечить свои интересы. Мы также видим, как агрессивно наш противник говорит о «Зангезурском коридоре», Сюнике».
Лусине МАРКАРЯН