Уровень бедности в Армении превышает 40-50 процентов, это не имеет ничего общего с официально публикуемыми показателями, официальной статистике я вообще не доверяю. Об этом в беседе с Aravot.am заявил экономист Вардан Бостанджян.
«Манипулятивным путем увеличили пенсию на 2300-3000 драмов для того, чтобы дурачить людей. Эти людей, которые уже жили кое-как, а с этой прибавкой лишились пособий. Эти люди кое-как поддерживают свое существование и уже долгое время, как они не бедны, а крайне бедны. Сейчас, когда в рациональном, реальном секторе нашей республики не создается ничего, ни доходов, ни новых рабочих мест, как можно говорить о сокращении бедности?», — сказал экономист.
Согласно отчету Статкомитета РА под названием «Картина бедности в Армении в 2009-2021 гг.», по средней черте бедности уровень бедности в 2021 г. составил 26,5% и снизился на 0,5 пунктов с 27,0% в предыдущем году, а уровень крайней бедности составил 1,5%, зафиксировав рост в 2,1 раза по сравнению с 0,7% в 2020 году. Напомним, об этом заявил и Никол Пашинян на предыдущем заседании правительства. По его мнению, в 2020 году крайняя бедность сократилась вдвое благодаря жесткой адресности антикризисных мер против коронавируса.
Экономисты, однако, придерживаются совершенно иного мнения, они вообще не хотят говорить об экономической политике правительства и каких-либо показателях, публикуемых Статистическим комитетом. Двое из экономистов, с которыми мы связались, вообще отказались от комментариев, объяснив это отсутствием профессионального обоснования проводимой экономической политики. «В этом году проблема аграрного сектора, закупки и экспорта сельхозпродукции была крайне серьезной, наверное, это тоже могло внести свой вклад в индекс бедности», — в двух словах объяснил один экономист, не желая вдаваться в подробности.
Начиная с 2019 года индекс бедности рассчитывается по новой методике. По данным Статистического комитета, «в 2021 году экономика Армении выросла на 5,7%, а индекс потребительских цен вырос на 7,2%. В результате существенного изменения уровня бедности зафиксировано не было. В 2021 году уровень бедности, рассчитанный по средней черте бедности, не претерпел статистически значимого изменения, за исключением уровня крайней бедности. Как правило, уровень крайней бедности более чувствителен к годовому изменению черты бедности, чем к изменению общего уровня бедности, что свидетельствует о том, что концентрация населения вокруг черты крайней бедности в 2020-2021 гг. больше, чем вокруг общей (средней) черты бедности».
Читайте также
По словам Вардана Бостанджяна, в настоящее время в республике в рациональном, реальном секторе не создаются новые рабочие места, поэтому, по какой бы методике расчета они не руководствовались, все равно, невозможно добиться снижения уровня бедности. «Весь вопрос в государственном управлении, в результате которого не только останавливается, тормозится развитие экономики, но и делается невозможной нормальная жизнь гражданина. Успех любой страны связан с эффективностью системы государственного управления, а сегодня говорить об эффективности нашей государственной системы бессмысленно», — сказал экономист.
Когда мы напомнили заявление министра экономики РА Ваана Керобяна о том, что экономическая активность увеличилась на 14,1 процента, но к концу года уровень бедности может вырасти, так как инфляция очень высока, Вардан Бостанджян отметил. «Показатель экономической активности не создает ничего нового, просто в обороте увеличиваются финансовые ресурсы, но эти финансовые ресурсы никогда не оседают в карманах простых людей. Министр интересный человек, он вообще ничего не понимает в круглости планеты, ведь это он говорил, что военное положение, стрельба полезны для страны, чего еще ждать от этого человека? Представьте, в системе госуправления есть такие люди, и в этих условиях вы хотите, чтобы мы добились успеха? Это невозможно», — добавил г-н Бостанджян.
Когда мы процитировали «Программу правительства РА на 2021-2026 годы, согласно которой к 2026 году правительство предпримет шаги по ликвидации крайней бедности, экономист улыбнулся. «В этих 4-х летних государственных программах есть безобидные, приятные для слуха тосты, которые не имеют ничего общего с реальностью. Помните, был министр высоких технологий, который говорил 31 февраля, даже не знает, что в феврале дней меньше, так вот, он говорил, что мы полетим на Марс в 2030 году. А другой заявил, что население Армении будет в 5 миллионов, или футбольная команда Армении станет чемпионом мира. Пусть говорят, а кто верит, пусть верит».
Лусине МАРКАРЯН