Лента новостей
Новости дня

Не обязательно уметь мыслить, чтобы иметь влияние

08 декабря,2022 12:15

Кто самые влиятельные люди в Армении, влияющие на умы, устремления, чувства людей? Раньше ответ на этот вопрос был прост. Шел Аветик Исаакян по улице Абовяна с тростью в руке, и все соглашались: «Вот он, мастер!». Выступала Сильва Капутикян на собрании писателей, и все в один голос твердили: «Она выражает национальные мечты и устремления!». Потом, начиная с горбачевской перестройки, все смешалось.

В конце 1980-х годов члены комитета «Карабах» безусловно были влиятельны, до тех пор, пока не стали властью. Кстати, по имеющейся у меня информации, большинство из них не собирались в будущем заниматься политикой. Об этом, в частности, упоминает Амбарцум Галстян в своих «письмах», написанных в московской тюрьме. Но даже если предположить, что Третьей республикой руководили бы другие люди, а известные члены комитета «Карабах» вернулись бы в свои научные и учебные заведения, я не уверен, что у них была бы очень высокая репутация.
В эпоху интернета измерять авторитет или влияние, кажется, стало проще. Опубликуйте список представителей интеллигенции, или, говоря западным языком, «публичных интеллектуалов», и попросите читателей проголосовать: тот, кто получит наибольшее количество голосов, будет самым мудрым. Подобной методологией начиная с 2005 года руководствуется американский журнал «Foreign Policy», рейтинг которого называется «100 Global Thinkers».

Однако за эти годы было много, мягко говоря, недоразумений относительно этого рейтингового списка. Например, в 2008 году турецкая газета «Заман» обратилась к своим читателям: знаете ли вы что есть такой рейтинг, активно принимайте участие в его формировании. Турецкие читатели вняли призыву, и в том же году первые 10 мест «самых мудрых» заняли исключительно исламские проповедники.

После этого случая составители подобных рейтингов решили разделить «глобальных мыслителей» на подкатегории: новаторы, правозащитники, экологи, художники, лица, принимающие решения и т.д. Однако это делало название «конкурса» («Global Thinkers») в значительной степени бессмысленным, потому что, чтобы иметь влияние, вовсе не нужно уметь мыслить. Список в разные годы возглавляли тогдашний президент Мексики Ньето, который вряд ли блистал высоким интеллектом, а также бывший американский секретный агент Эдвард Сноуден, которого тоже выбрали, полагаю, не потому, что он всерьез думал над какими-то вопросами.

Интеллект и влияние, таким образом, очень разные, а иногда и противоположные явления. Историк Альберт Степанян или театровед Генрих Ованнисян, несомненно, входят в число самых ярких интеллектуалов современной Армении. Но имеют ли они какое-то влияние на общество?
Как в Армении, так и в мире влиятельным является не тот, кто умеет мыслить, а те, кто способен клеймить, разоблачать, срывать маски. В этом отношении самым влиятельным в Армении является нынешний премьер-министр, который, даже получив власть, вместо того, чтобы возглавить государство, продолжает клеймить и разоблачать, потому что у него это хорошо получается.

А вторым в списке влиятельных лиц… сами знаете, кто.

Арам АБРАМЯН

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать