Я помню, когда мне было 11 или 12 лет, мы всей семьей проводили летние каникулы в Эстонии — в Пярну. Однажды я ждал наших на центральной улице Калева и царапал ногтем стену одного из домов. В тот час же ко мне подошел эстонец с суровым видом и с сильным местным акцентом чуть ли не закричал на меня: «Что ты делаешь?» Я что-то пробормотал о том, что не хотел вредить зданию, я всего лишь ушел в своим мысли. «Ты хулиган», — заключил эстонец и ушел.
С таких деталей и начинаются городская культура, государственные традиции, забота о своей стране. Равнодушие ко всему этому, в свою очередь, начинается от «посылов», импульсов, исходящих от государственной, интеллектуальной и политической элиты. Отношение Ваграма Думаняна к вреду, нанесенному зданиям-памятникам на Площади Республики, является проявлением этих негативных импульсов. Кстати, стандартная отговорка кандидата в мэры от правящей партии — Авиняна, о том, что бывшие тоже так делали, такой же негативный посыл. В 1930-х «бывшие» взрывали церкви, нам тоже так делать?
Опыт последних лет показывает, что в Армении не должно быть экономии на бюджет министерства науки, образования и культуры, даже если есть, это не компенсирует ущерб. Хотя раньше мне казалось, что министерство культуры не нужно, но я ошибался. А министр культуры, конечно, не обязательно должен быть деятелем культуры, я представляю его как самостоятельно мыслящего человека, который может выступать против официального мнения, когда это нужно, а не пытаться оправдать или не замечать случаи варварства. В коммунистическую эпоху в Армении были независимые чиновники. Начиная с Карена Демирчяна.
Вместо настоящей заботы сегодня работает пиар, популизм. Смотрите, мы демонтируем! Первую волну этой «демонтажной рекламы» подняли Айк Марутян и Артур Месчян. Помните, когда было объявлено, что все кафе, окружающие Оперный театр, будут демонтированы? Большой шум, заявления о том, что «наконец-то справедливость восторжествовала», за которыми последовал демонтаж одного или двух кафе с явным политическим подтекстом. Теперь время «пиариться» Авиняну. И героический шаг по демонтажу, конечно же, нужно было сделать на площади Республики. Наверное, в качестве компенсации за проделанные в зданиях дырки.
АРАМ АБРАМЯН