1/ Хотя Россия и не закрывала коридор, как это утверждает провластная пропаганда, но, с другой стороны, выражаясь современным языком, открыть его (хотя это ее прямая обязанность) у нее «не хватает духу»: боится что «силовое» вмешательство перерастет в конфликт и не хочет тратить на это военно-политические ресурсы. На фоне явных провалов в Украине Кремль не считает целесообразным (по крайней мере, пока) открывать второй фронт. Помимо этого, у Путина, вполне вероятно, есть какая-то политическая «торговля» с Эрдоганом.
2/ Великобритания заинтересована в том, чтобы армянское население покинуло Арцах не только потому, что этого хочет ее нефтяной партнер — Азербайджан. Эта страна имеет прямые интересы в горнодобывающей промышленности Арцаха и начала соответствующие переговоры с Баку еще во время войны 2020 года, рассчитывая на то, что после победы Азербайджана в Арцахе не будет армянского населения и тем более российских миротворцев, и будут созданы благоприятные условия для бизнеса.
3/ Для ЕС не имеет значения, будут ли армяне жить в Арцахе или вообще в регионе. Сегодняшней заботой этой организации является обеспечение тепла зимой, а после ухудшения отношений с Россией ЕС нуждается в энергоресурсах «надежного партнера» Азербайджана.
4/ То же самое и для США: американцам тоже все равно, будут армяне жить на этой территории или нет. Беспокойство и головная боль этой страны – Иран, а также ослабление влияния России на Южном Кавказе.
Читайте также
5/ Власти Армении, конечно, не хотят, чтобы Арцах остался без армян, но они осознают, что это не тот вопрос, от которого зависит «прочность» их кресел: если массы избрали их после поражения в войне и после 4000 жертв, то они продолжат поддерживать их даже после того, как в Армении будет 120 000 арцахских беженцев. Поэтому у них нет очень сильной мотивации заниматься этим вопросом.
Но поведение не только властей Армении, но и вышеупомянутых 4-х игроков было бы другим, если бы они получали соответствующие импульсы от армянского общества и Диаспоры. Противоположные импульсы звучат после выборов 2021 года: если большинство граждан избрало потерпевшего поражение премьера, это косвенно означает, что это большинство смирилось с поражением. Если на инициативы Артака Бегларяна откликаются всего несколько десятков человек, а с собственной аналогичной инициативой почти никто не выступает, то можно сделать вывод, что судьба Бердзорского коридора, попавших в беду соотечественников, не интересует большую часть общества.
А теперь представьте, если бы в Ереване прошли стотысячные демонстрации, общенациональные, без каких-либо внутриполитических требований, только с требованием открыть Бердзорский коридор, если бы в Диаспоре прошли мощные демонстрации. Мир был бы другого, более благоприятного мнения о нас и, возможно, нашлись бы круги, которые захотели бы нам помочь.
Арам АБРАМЯН