Лента новостей
Новости дня

«Врагу — ненависть, ненависть, ненависть». Чем «культ победы» оборачивается для азербайджанских школьников. BBC

27 декабря,2022 15:49

BBC. После второй Карабахской войны воинственный культ жертвы в Азербайджане сменился воинственным культом победы. «Родине — служение, народу — верность, врагу — ненависть, ненависть, ненависть!» — один из лозунгов, которым учат детей в некоторых местных школах. Навязываемые детям патриотические «мероприятия» показывают, насколько, несмотря на формальное окончание боевых действий, соседние народы далеки от примирения.

«Главное, о чем я подумал после войны, — что мне надо бы сохранить лицо перед детьми», — говорит Фикрет (имя изменено по его просьбе), школьный учитель из Азербайджана. Много лет он учил детей истории, пытаясь обходить острые углы: не цитировал особенно агрессивные пассажи из школьных учебников и побуждал учеников находить альтернативные источники информации.

Домашний кабинет Фикрета завален трудами по истории: старая советская «стенка» набита книгами в три ряда. Он любит свою профессию и детей — для него важно не научить их плохому, но и не потерять работу, но после второй Карабахской войны этот баланс стало находить все труднее. «Не все вещи можно называть своими именами, и это тяжело», — говорит он.

Почти 30 лет назад Азербайджан проиграл в войне с Арменией и армянами Нагорного Карабаха — региона, входившего в Азербайджанскую ССР. В результате Баку потерял контроль не только над Карабахом, но и над несколькими районами вокруг него, сделав беженцами сотни тысяч живущих там азербайджанцев.

В новой войне осенью 2020 года Азербайджан вернул себе большую часть утраченных территорий, и возвращение каждого города — Физули, Зангелана, Джебраила — вызывало бурные празднования в Баку. После того как была взята Шуша — историческая столица Карабаха — страну охватила эйфория: улицы облепили национальные флаги, а витрины магазинов, стены домов и коридоры госорганов — фотографии погибших на этой войне.

В некоторых школах и детских садах эта эйфория стала приобретать черты ксенофобной агитации.

Раньше школьники рисовали погибших детей, а теперь — «Байрактары»

В последние месяцы по соцсетям активно распространялись видео с детьми во время патриотических «мероприятий». На одном выстроенные в несколько рядов школьники вскидывают руки с криком «Ура!», когда преподаватели перечисляют имена бывших учеников, погибших на войне. На другом — на вид еще детсадовские мальчики, одетые в камуфляж, заходят в класс с костылями и перебинтованными ногами и руками.

В телерепортаже на местном канале — дети на школьной линейке во дворе хором кричат «Родине — служение, народу — верность, врагу — ненависть, ненависть, ненависть!». «Эти дети — завтрашние солдаты, врачи, учителя; наши дети, которые будут защищать нашу страну на передовой», — комментирует журналистка.

Вряд ли у кого-то в Азербайджане есть сомнения в том, о ком идет речь в этих кричалках. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха, который в разное время называли экзистенциальным как армяне, так и азербайджанцы, унес тысячи жизней с обеих сторон.

Слово «проармянский» в Азербайджане фактически ругательство, а армянские корни — компромат. «Проармянским» называет в еще одном вирусном ролике ведущий местного телеканала французского президента Эммануэля Макрона — его имя в издевательской перепевке песни «Буратино» выкрикивает детский хор.

«Главное, что поменялось в школе после войны, — это «мероприятия», — говорит школьный учитель Фикрет. — Мы раньше всем скопом были несчастными жертвами, а теперь опять же все вместе герои». Соответствующие мотивы отражаются в рисунках и поделках детей благодаря наставлениям учителей; но и без них, говорит Фикрет, дети фиксируют постоянно «льющуюся им в уши информацию».

Если раньше ученики рисовали детей, погибших от рук армян в Карабахе, то теперь рисуют бравых солдат и «Байрактары» — турецкие беспилотники, сыгравшие важную роль в войне. Фикрет говорит, что при виде этого его «охватывает отчаяние»: «В целом они [дети], конечно, проникаются всем этим. Им нравится это как игра, где они активно принимают участие».

 «Нашим детям от двух до пяти лет. Они все понимают»

Так — по возможности, на свое усмотрение — поступает и Фикрет.

«Я, конечно, саботирую», — признается он и приводит пример: «Я обязан был провести мероприятие об истории войны. Делаю это по минимуму: не обобщать армян, не винить весь армянский народ, не цитировать уничижительные моменты и говорить о том, что на той стороне тоже есть люди, у которых есть родные, матери. И что если они неправильно думают, они не виноваты — их так учили. Точно так же, как мы сейчас говорим про армян, они в армянской школе могут думать про азербайджанцев».

Некоторые родители тоже поступают на свое усмотрение — и просто не отпускают детей в школу в даты, связанные с карабахским конфликтом.

«Я слышала разные истории, дурацкие стишки, видела фотографии одетых в форму детей, так что решила своего не отпускать — даже не знаю, что происходит в нашем классе», — говорит мать девятилетней девочки, попросившая не называть ее имени. «На какую-то годовщину воспитатель попросила родителей одеть детей в военную форму, если та есть, — вспоминает мать нынешнего первоклашки. — В тот день я просто не отвела ребенка в садик».

Отец пятилетнего мальчика, учащегося в частном детском саду, рассказывает, что у них дети каждое утро перед завтраком поют гимн. На день победы в Карабахской войне сыну дали выучить патриотический стишок. «Дресс-код был белый верх — черный низ, но сами родители наряжали детей в военную форму, — рассказывает он. — Был мальчик, у которого отец — шехид [погибший на фронте], но он как раз в военную форму одет не был».

Воспитатель по имени Шахназ, работающая в одном из сумгаитских детских садов, наоборот, ничего не саботирует. Задачи по воспитанию патриотизма им, по ее словам, присылают из минобразования.

В их саду тоже принято начинать день с кричалки про ненависть. Дети знают эти лозунги наизусть, говорит Шахназ: «Нашим детям от двух до пяти лет. Они все понимают. Старшие группы понимают очень хорошо». Она не видит ничего плохого в таком воспитании и с гордостью показывает, как ровно умеют стоять их дети.

Учительница литературы Сумгаитского лицея Егяна Самадова рассказывает, что «некоторые тексты, связанные с пропагандой патриотизма» включены в обязательную программу, другие занятия выбирают сами дети — например, устраивают просмотры фильмов и потом обсуждают их.

Самадова говорит, что в материалах по «воспитанию патриотизма» не указывается, кто именно враг, — и добавляет, что «учащимся прививается ненависть не к врагу, а к жестокости врага».

При этом некоторые тексты, содержащиеся в школьных учебниках, противоречат ее словам. Так, в рассказе «Кровавая фиалка» в учебнике литературы для шестого класса ребенку приснился такой сон: «Тетя Сирануш (распространенное армянское имя — Би-би-си) задушила его с грустным лицом. С острого меча, который держал дядя Сурен (еще одно распространенное армянское имя — Би-би-си), капала кровь. Эта кровь была на его лбу, на голове, но больше всего попало на глаза».

В учебнике по азербайджанскому языку для того же шестого класса есть рассказ «Маленькие заложники» с такими словами: «Бешеные армяне ржавыми плоскогубцами вырывали языки тем, кто не хотел читать, раздевали их и издевались над ними».

В еще одном учебнике по литературе — уже для пятого класса — содержится короткий рассказ «Вор», где повествуется о том, что армяне годами воровали у азербайджанцев все — музыку, кулинарные рецепты, ковры и, наконец, Карабах.

В учебниках истории же, по словам Фикрета, подобные посылы стали формулироваться осторожнее. «Если раньше было больше прямого языка ненависти, то теперь он преподносится словами, якобы сказанными про нас армянами», — говорит он.

Статья полностью

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031