JAMnews. Ушедший год был очень тревожным, тем более, что он стал очередным тревожным годом. Пандемия потрясла большую часть земного шара. Разъяренная толпа штурмовала Капитолий США. В Европе бушует крупная война, ее «архитектор» призывает к ядерной эскалации. А несколько бедных стран сталкиваются с долговым кризисом, голодом и экстремальными погодными условиями.
Что ждет в 2023 году? Крупные державы начнут войну и, может, даже нарушат почти 80-летнее ядерное табу? С учетом опыта предыдущих лет было бы самонадеянно говорить, что что-то может оказаться немыслимым.
10 конфликтов, которые могут продолжиться или обостриться в 2023 году, по версии Crisis Group:
- Украина
- Армения и Азербайджан
- Иран
- Йемен
- Эфиопия
- Демократическая Республика Конго и Великие Озера
- Сахель
- Гаити
- Пакистан
- Тайвань
Армения и Азербайджан
Спустя два года после последней войны из-за Нагорного Карабаха Армения и Азербайджан, похоже, движутся к новой конфронтации.
Читайте также
Если случится новая война, она будет короче, но не менее драматичной, чем 44-дневная война 2020 года.
С того времени баланс еще больше сместился в пользу Азербайджана. Армянская армия не пополняла свои войска и вооружение, поскольку России, ее традиционному торговцу оружием, не хватает поставок. Азербайджан, напротив, набирает обороты. Его армия в несколько раз превосходит армию Армении, она гораздо лучше оснащена и пользуется поддержкой Турции.
Ободрил Баку и повышенный европейский спрос на азербайджанский газ.
В рамках перемирия 2020 года российские миротворцы были развернуты в районах Нагорного Карабаха, где живут этнические армяне. Россия также усилила свою пограничную службу и военный персонал на участках армяно-азербайджанской границы, которые после войны превратились в новые линии споров и конфликтов.
Идея заключалась в том, что эти контингенты, пусть и небольшие, будут сдерживать инциденты, потому что Баку не захочет вступать в противоречие с Москвой.
Но, тем не менее, российские силы не остановили несколько вспышек в 2022 году. Азербайджанские войска в марте и августе взяли под свой контроль новые территории в Нагорном Карабахе, в том числе стратегические горные позиции. В сентябре азербайджанские силы вошли на территорию внутри самой Армении, на участке, по которому не проведена делимитация границы.
Каждое новое столкновение было все более кровавым.
Москва исторически стремилась возглавить миротворческие усилия по Нагорному Карабаху.
Но война в Украине затмила мирные переговоры. Предполагалось, что прекращение огня в 2020 году откроет торговлю в регионе, в том числе за счет восстановления прямого маршрута через Армению из Азербайджана в его эксклав Нахичевань на границе с Ираном.
Улучшение торговли проложило бы и путь к компромиссу по сложному вопросу о будущем Нагорного Карабаха.
После войны 2020 года Ереван отказался от своего многолетнего требования об особом статусе Нагорного Карабаха. Но по-прежнему говорит об особых правах и гарантиях безопасности для живущих там армян. Баку утверждает, что местные армяне могут пользоваться правами, как и любые граждане Азербайджана.
В конце 2021 года Москва не стала возражать против этого, посредничеством между Арменией и Азербайджаном занялся Европейский Союз. Тогда были предположения, что участие Европы укрепит миротворческие усилия России, которая не добилась больших успехов.
Однако с тех пор, как началась война в Украине, Москва рассматривает дипломатию ЕС как часть более широких усилий по обузданию влияния России.
В результате циркулируют два проекта соглашений.
Один подготовлен Россией. Другой разработан самими Арменией и Азербайджаном при поддержке Запада, но многие разделы там имеют противоположный текст, предложенный сторонами.
Каждый проект касается торговли и стабилизации армяно-азербайджанской границы. А судьба армян в Нагорном Карабахе отдана на откуп отдельному и пока не инициированному процессу.
Взаимодействие стран, поддерживаемое Западом, вероятно, более перспективно, отчасти потому, что оно исходит от самих участников процесса. Но в любом случае обе стороны находятся далеко друг от друга.
Опасность заключается в том, что переговоры ни к чему не приведут в скором будущем. А очередная вспышка насилия остановит все процессы — и те, что ведет Москва, и те, что поддерживает Запад.
И тогда Азербайджан возьмет все, что может, силой.
Статья полностью