Организация «Национальнo-демократический полюс» в воскресенье провела акцию протеста в Гюмри — возле 102-й военной базы. У меня свое отношение к этой организации, и особенно к нападению на полицейский участок так называемых «Сасна црер» в 2016 году и убийству людей. Более того, я не думаю, что требование к России — выполнить взятые на себя обязательства нужно ставить перед военными, тем более не находящимся в Бердзорском коридоре. Неспособность снять блокаду со стороны Азербайджана — это решение политического, а не военного руководства России. Следовательно, я бы счел более естественным, если бы демонстрация прошла в Ереване – возле посольства России.
Однако я не понимаю и тех, кто слишком пылко осуждает демонстрацию в Гюмри. Из подобного «осуждения» может сложиться впечатление, что Россия и ОДКБ прекрасно выполняют взятые на себя обязательства, а несколько десятков человек протестуют в условиях безукоризненной работы этой страны и этой структуры. На самом деле, я не думаю, что в армянском обществе есть серьезные разногласия по этому поводу: недовольны почти все. Наша задача — найти точки, которые нас объединяют, а не разъединяют, и не бросать друг в друга обвинения типа «агентура Запада» и «агентура Путина».
Вообще, идея о том, что есть два пути, один из которых приведет нас к спасению и развитию, а другой – к рабству и колонизации («Национальнo-демократический полюс» также является сторонником этой разделительной черты), глупа и бессмысленна. Быть «форпостом» или «губернией» России настолько же плохо, насколько быть «островком» или «бастионом» демократии. Демократия, какой бы важной она ни была для организации нашей внутренней жизни, настолько же бесполезна как «товар», который можно продать Западу. По сравнению с Азербайджаном наша демократичность не дала нам никаких преимуществ в войне и после нее тоже не спасала нас от азербайджанской агрессии и блокады Арцаха. Точно так же нас не защищает номинальное «союзничество» с Россией и членство в ОДКБ.
Одна из наших важнейших задач — мыслить вне этой парадигмы, в чисто прагматической области. Не спорить о том, какая из этих дилемм лучше, а какая хуже, а вообще отказаться от этой дилеммы, выбросить ее.
Читайте также
И без того у нас много бессмысленных разделительных линий, в частности, «нынешние» — «бывшее». Не пора ли создать новые темы для спора?
Арам АБРАМЯН