Психологическая травма и пути ее преодоления
Попробуем классифицировать проблемы по степени важности. Первая группа проблем: стоимость проезда в маршрутном такси будет 100 или 150 драмов, подорожает ли электроэнергия на несколько драмов или нет, останется ли Серж Саргсян главой страны? Вторая группа проблем: будут ли Шуши и Гадрут под властью армян или азербайджанцев (точнее, турок), будут ли дети в Арцахе сытыми или голодными, останется ли Арцах армянским или будет деармянизирован, на суверенной территории Армении, на позициях в Сюникском, Вайоцдзорском и Гегаркуникском марзах будут армянские или азербайджанские силы?
Кажется, что первая группа проблем, какой бы важной она ни была, уступает второй. Но также очевидно, что с точки зрения общественной реакции первой группе было дано чрезвычайно важное значение: люди были готовы часами и днями находиться на улице, перекрывать дороги, ложиться под машины, и все это сопровождалось бурной реакцией «гражданского общества», шумихой в фейсбуке, обращениями в международные структуры и т.д. Сейчас общественные активисты не блокируют, к примеру, посольство России, требуя от этой страны выполнения пунктов трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года.
Примитивный ответ на вопрос известен и сводится к весьма растяжимому и потому непонятному термину: «соросизм». Исходя из этого, по первой группе вопросов имело место явное финансирование, а по второй группе финансирование продолжается, однако вовсе не для защиты жизненных интересов нашего народа, а для того, чтобы во всем обвинить исключительно русских. Как и всякая схема, эта тоже отличается однобокостью и не отражает всей действительности, хотя я не исключаю, что финансирование общественных организаций и политических деятелей в неких ограниченных масштабах влияет на ситуацию. Но я знаю многих людей, у которых нет таких интересов.
Читайте также
Например, Сасун Микаелян явно не «соросовец», он герой первой Арцахской войны, но и он заявлял, что смена власти в 2018 году была важнее победы в той войне. Из чего можно сделать вывод, что потеря Арцаха также менее важна, чем приход и пребывание у власти ГД. Можно перечислить еще несколько десятков весьма порядочных людей, с высоким уровнем интеллекта, продолжающих бескорыстно поддерживать правительство, потерпевшее позорное поражение в войне и ставшее причиной ее катастрофических последствий. Объяснять это «соросизмом», по меньшей мере, несерьезно.
Я вообще против подхода, что если человек думает не так, как я, то он либо сумасшедший, либо коррумпированный. Это, естественно, удобная позиция, благодаря которой вы автоматически ставите себя в число честных и умных и освобождаетесь от обязанности выслушивать аргументы, которые вам не нравятся. Однако из-за такой позиции мы не понимаем друг друга, и полагаю, что это и есть одна из самых болезненных проблем Армении.
Помню, перед выборами 20 июня 2021 года ко мне часто подходили простые люди и с выражением искренней надежды на лицах спрашивали: «Никол останется, ведь правда?» Их не интересовало и не интересует национальное унижение, но волновало, кто в Армении сядет на трон. И эти люди точно не были соросовцами.
В науке существует так называемая «теория травмы», когда человек или группа людей получают очень глубокую психологическую травму, и чтобы выйти из этого состояния нужно либо время, либо меры, способные залечить рану. Годы правления Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна были травмирующими для людей. Конечно, можно подождать 10-20 лет, прежде чем эта боль хоть как-то утихнет. Но, учитывая, что травма продолжает вносить раскол в наше общество, простое ожидание было бы непозволительной «роскошью».
В Южно-Африканской Республике, когда в 1994 году рухнул режим апартеида, были созданы «Комиссии правды и примирения». Цель состояла в том, чтобы выяснить круги и лица, осуществившие политику апартеида. Задача была не в том, чтобы наказать их, а в том, чтобы отделить их от белых людей, которые не имели никакого отношения к этой политике. Понятно, зачем это было нужно: чтобы разобраться в ситуации, не свалить вину на всех белых. То есть, а/ публично заявить, что апартеид – это действия определенных людей, 2/ выявить, какая часть травмы надуманная (не может быть, чтобы такой части не было), а какая настоящая.
В Армении при действующей власти нет смысла создавать такие комиссии. Позвольте мне привести простой пример. Предположим, одна из комиссий расследует беззакония и взяточничество в судебной системе. Если эта комиссия будет работать под покровительством нынешних властей, то выяснится, что Александр Азарян — «слуга бывших», а Мнацакан Мартиросян — «одно из ярких лиц новой демократической Армении». Но, во время правления следующей власти, возможно, стоит попробовать.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
10.01.2023