Отмена запланированных в Армении военных учений ОДКБ уже обсуждалась с разных сторон. Если причина, приведенная премьер-министром Пашиняном, в том, что мы этими военными учениями спровоцируем Азербайджан, то ее следует воспринимать как уступку врагу. Я не против уступок, если ты получаешь что-то взамен, то есть добиваешься какого-то результата. Насколько эффективна такая уступка может подтвердить пресс-конференция Ильхама Алиева, на которой президент Азербайджана говорил о «проведении» армяно-азербайджанской границы там, где ему будет нужно, и пригрозил силой открыть «Зангезурский коридор». Поэтому, если это был шаг в направлении продвижения «мирной повестки дня», то можно сказать, что никакого прогресса достигнуто не было.
Зная характер Пашиняна, могу предположить, что, возможно, отмена учений была чисто эмоциональным решением, чтобы «достучаться» до России. Примерно так: «Значит, вы отказываетесь защищать мою суверенную территорию и не открываете Лачинский коридор? Я на вас обижен, и никаких военных учений в моей стране не будет». Таким методом ребенок может вытянуть у родителя конфету: «Ладно, малыш, не расстраивайся, мы дадим тебе то, что ты хочешь». Однако политика так не работает: продать кому-то свою обиду не получится, нужны более осязаемые вещи.
Но не исключено, что здесь есть более далеко идущий расчет: Пашинян собирается «выпроводить» отсюда русских и пригласить других покровителей. Чисто теоретически это не плохой вариант: Россия действительно не ведет себя как союзник. Единственный «недостаток» этого варианта в том, что он неосуществим. Американские или французские войска не придут сюда и не заменят русских.
Причин тому много, и одна из них заключается в следующем: в отличие от Армении и России, США и их союзники руководствуются стратегическими планами, которые разрабатываются на несколько лет и несколько десятилетий вперед. В этом есть свои плюсы: решения не меняются ежеминутно, как это происходило последние 4,5 года в Армении. У такого подхода есть и недостатки: когда происходят какие-то резкие изменения (например, нападение России на Украину), американская государственная машина не может быстро реагировать. В противном случае дела у украинцев шли бы намного лучше.
Читайте также
Но, от кого бы мы не ждали поддержки — от России, США, Франции или Ирана, нам окажут помощь лишь в том случае, когда увидят, что мы сами готовы бороться, идти на жертвы, не сдаваться. Украина в этом смысле является хорошим примером.
Арам АБРАМЯН