Кратко напомню, что означает «окно Овертона». Предположим, в какой-то стране появляется человек, который говорит, что «каннибализм — это хорошо». Естественно, сказанное вызывает шок в обществе: что он несет, как в 21 веке человек может такое говорить?! Далее начинается дискуссия о том кто это сказал, зачем он это сказал. Потом появляются люди, которые говорят, что в некоторых случаях такое высказывание является рациональным решением. Через некоторое время начинается дискуссия о том, человека следует испечь или пожарить перед тем, как съесть. А уже через несколько месяцев общество разделяется на две части — сторонников и противников каннибализма. И журналистов, кстати, начинают обвинять: почему вы не соблюдаете нейтралитет и публично не выступаете против каннибализма? В этом суть «օкна Овертона», а в эпоху социальных сетей вынести на обсуждение какую-либо неординарную идею – проще простого.
Еще несколько месяцев назад я вряд ли смог бы представить себе, что какой-либо армянин, фактически, скажет, что если на центральной площади Степанакерта будет развеваться азербайджанский флаг, то для армян в Арцахе будет мирная и безопасная жизнь. Или же, что закрытие Лачинского коридора азербайджанцами — вполне естественный, логичный шаг. Но теперь я понимаю (признаюсь, с опозданием), что весь предыдущий процесс, начиная с 2018 года, готовил эти утверждения и соответствующие общественные настроения. Истории о «грабителях», «бывших», а потом и о русских были всего лишь «соусом» для реализации основного замысла.
Общественное мнение готовили к сегодняшнему дню, чтобы открыто заявить, что в Арцахе должно быть азербайджанское руководство, и это будет выгодно проживающим там армянам. Понятно, что те, кто говорит такие вещи, прекрасно осознают, что будет на самом деле. Просто то, что они говорят, не встречает общественного сопротивления. Если среднестатистическому армянину сказать, что армян убьют или депортируют во время правления азербайджанцев, он без всякой логики ответит: «а что бывшие, что русские?».
Следующим шагом будет приучение общественного мнения к мысли, что азербайджанцы должны «вернуться» в Республику Армения, а «анклавы» — переданы соседней стране. Процесс «приучения» уже начался, «окно Овертона» уже открылось. Если план «возвращения» и «передачи» будет реализован, Республика Армения перестанет существовать.
Читайте также
Арам АБРАМЯН