Пока что в связи с Арменией и Арцахом реализовывается русско-турецкий план
До тех пор, пока власти Армении не начали открыто говорить о том, что народ Арцаха может очень хорошо, благополучно и спокойно жить под властью Азербайджана, мы могли бы думать, что в лице действующей власти имеем дело с каким-то недоразумением — страшным, катастрофичным, но недоразумением. Однако не может случится так, чтобы разум нескольких десятков людей был помрачен до такой степени, чтобы они могли подумать, что судьбу 30 тысяч армянских детей, в частности, что можно отдать в руки людей, которые терроризируют их даже в присутствии российских миротворцев. Не может быть недоразумением и периодическое очернение собственной армии, заявления о ее слабости или признания в собственной неспособности купить оружие. Следовательно, скорее всего, мы имеем дело с вполне адекватными, психически здоровыми людьми, убеждения которых сформировались под влиянием иной — неармянской концепции.
В этом смысле, наверное, следует пересмотреть события 2018 года, в данном случае отложив в сторону слабость и коррумпированность тогдашнего режима, а также роковую ошибку Сержа Саргсяна — пойти на «третий срок». Все это, безусловно, существовало, и рано или поздно этот прогнивший режим все равно должен был быть свергнут.
Но давайте посмотрим, кто был заинтересован в смене действующей власти в Армении и в приходе другой, что привело бы к катастрофическому поражению в войне и всем тем последствиям, которые мы видим сейчас.
Поэтому мы должны посмотреть, к какому консенсусу Россия и Турция пришли, в первую очередь, в Сирии. Если изложить кратко, то Россия не возражала против уничтожения Турцией курдских формирований, а Турция не возражала против того, чтобы Россия имела свой военный аэропорт и флот в районе Латакии. Захваченный у Украины Крым тоже был, так сказать, важной военной базой России в «теплых» (то есть южных) водах. И хотя Турция время от времени формально заявляла, что выступает против аннексии Крыма, ее это не слишком беспокоило. Напомню, речь идет о событиях 2015-16 годов.
Читайте также
Таким образом, между Россией и Турцией установился определенный консенсус, который подвижен: доли могут меняться в зависимости от изменения баланса сил в том или ином регионе. В этом контексте вполне естественным выглядит план раздела Арцаха, а затем и Армении между этими двумя странами, в лучшем случае с символическим сохранением Армении.
И тут в дело вступает внутриармянский фактор. Через Сержа Саргсяна реализовать этот крайне неприятный для нас план было бы сложно, поскольку Саргсян не пользовался популярностью среди населения Армении, а также по ряду причин действовал на нервы Кремля. Нужен был пользующийся народным расположением, амбициозный и авантюрный лидер -популист, который еще больше бы разрушил и без того уже слабые государственные институты, проиграл бы войну, но и после нее продолжал бы пользоваться народной любовью.
Под понятием «цветная революция» обычно понимают действия, организованные Западом против России. Но за десятилетия механизмы этой революции были настолько отработаны и отточены, что ее с легкостью могла бы организовать Россия, тем более, что российские компании, в частности, «Газпром», являются здесь крупнейшими работодателями.
Иной вопрос, что в последнее время Пашинян, так сказать, «пассивно саботирует» то, что обещал России. Вот почему время от времени российские официальные лица призывают премьер-министра Армении честно сказать своему народу, что и с кем он договорился.
Единственная страна, которая должна быть против этого плана — Иран. Но об этом в другой раз.
Арам АБРАМЯН
Газета «Аравот»
24.01.2023