После 2022 года проблема Нагорного Карабаха стала рассматриваться основными акторами с совершенно иной точки зрения, чем раньше, когда конфликт не рассматривался в контексте расширения НАТО и не стал новой линией соперничества между ними. В этом контексте происходящие на Южном Кавказе процессы являются серьезным испытанием как для России в регионе, так и для армяно-российских отношений. Такое мнение в ходе телемоста на тему «Актуальные вопросы российско-армянского сотрудничества» высказал ведущий научный сотрудник Института международных исследований МИД РФ Сергей Маркедонов.
«Если в конце 2021 года глава ЕС Шарль Мишель неоднократно звонил президенту Российской Федерации Владимиру Путину для уточнения позиций по Карабаху, то сейчас это стало невозможно. Более того, в документах, принятых ЕС, нет ни слова о миротворческой миссии, об усилиях РФ в процессах демаркации и делимитации. Это серьезные попытки, которые косвенно направлены на противопоставление Армении и России, дискредитацию российских миротворцев», — считает Сергей Маркедонов.
Касаясь блокады Бердзорского коридора, российский политолог заявил, что в 2022 году были предприняты попытки изменить новый статус-кво, созданный после 44-дневной войны, но будучи занятым «специальной военной операцией» и противостоянием с Западом, РФ в условиях санкций в значительной степени зависит и от Турции и от Азербайджана и не хочет дополнительных проблем, поэтому вынуждена реагировать мягко. На этом фоне в армянском обществе и в политической сфере сформировались большие ожидания от других акторов, в частности, от Франции.
Говоря об ожидании более резкой реакции и действиях рядовыми гражданами – от России, Маркедонов отметил: «Я понимаю это чисто с человеческой, эмоциональной точки зрения. Рядовой армянин ждет, когда союзник объявит что-то более жесткое, займет более четкую позицию, предпримет определенные действия. Если этого не происходит, то он смотрит в другие стороны».
Читайте также
По его словам, такой «стороной» может стать, скажем, Франция, но 5-10 постов, сделанных Эммануэлем Макроном в Twitter, ситуацию не меняют. Сергей Маркедонов отмечает, что французские власти не заявляли, например, о своей готовности направить в НК миротворцев. Поэтому попытка заменить действия России, пусть и не очень хорошие, этими постами и добрыми пожеланиями вызывает вопросы.
По словам политолога, политика Запада направлена на вытеснение России из региона, но и у него есть вопросы к «высоким кабинетам России». «Необходимо активнее продвигать свою позицию. Я знаю, что у нас беззаботное ощущение, что Армения наш союзник, зачем нам что-то объяснять более одного раза, все и так ясно… Но не всем понятно, даже понятные вещи требуют разъяснения».
По его словам, проблемы всегда были и будут, но о них нужно честно говорить.
Нелли ГРИГОРЯН