Редакция портала «Каспийский вестник» взяла у интервью у постоянного автора издания востоковеда-ираниста Иды Саркисян из Армении о последних событиях в Иране, связанными с нанесением ударов по военной инфраструктуре страны и силам Корпуса стражей иранской революции, а также о продолжающихся сложностях в отношениях Тегерана и Баку.
— Конец прошлой недели ознаменовался рядом тревожных событий, связанных с нанесением ущерба военной инфраструктуре и КСИР Ирана. Примерно в тот же период произошёл инцидент с нападением на азербайджанское посольство в Иране. Как вы считаете, эти события взаимосвязаны?
— Связь между этими событиями в том, что они являются звеньями одной цепи, которой Запад пытается задушить Иран. Во-первых, примечательно, что эти события произошли на фоне сообщений западных СМИ о поставках Ираном ракет России в обмен на поставки Москвой ядерных боеголовок. Если эта информация соответствует действительности, то Западу необходимо срочно принять меры для предотвращения подобных поставок.
В реализации этой задачи Азербайджан выглядит наиболее удобным инструментом. Между ИРИ и АР отношения напряжены последние два года. Причиной является работа израильских спецслужб на территории Азербайджана и приграничных с Ираном территориях. Напомним, что Азербайджан построил сразу три аэропорта на территориях, где нет никакого населения. Тегеран неоднократно предупреждал Баку о негативных последствиях такого тесного сближения для двусторонних отношений. У Баку же есть претензии к Тегерану из-за позиции последнего по, так называемому, «Зангезурскому коридору» через Армению. Именно Иран все это время препятствует Баку заполучить коридор. Исходя из официальной риторики обеих стран, Иран всячески пытается уйти от конфликта и сгладить углы, в то время как Баку только обостряет риторику, занимая антииранскую позицию. То же самое произошло и в ситуации с нападением на посольство.
Читайте также
Иранская сторона утверждает, что нападение на посольство носит личный характер, азербайджанские официальные лица и СМИ в свою очередь утверждают, что это теракт, при этом, прямо или косвенно обвиняются власти ИРИ. Сразу после инцидента Азербайджан эвакуировал всех сотрудников дипмиссии, но напомним, что после нападения исламских радикалов на посольство АР в Лондоне никакой эвакуации не было. При этом консульство АР в Тебризе продолжает действовать, ведь Азербайджан открыто называет его азербайджанским городом. Баку также призвал своих граждан не посещать ИРИ без острой необходимости, что вызывает еще большее беспокойство.
Возникает впечатление, что АР нужен был повод для обострения конфликта с Ираном. По сути, сегодня у Баку есть casus belli. В Баку вновь заговорили о «40 миллионах азербайджанцев», которые является пленниками иранского режима. Будет не удивительно, если Баку, соответственно Турция и Израиль, вдруг решат их «освободить».
Кроме того, инцидент в посольстве дал повод для, так называемой, спецоперации против «иранской агентурной сети», в результате которой были задержаны семь человек.
Когда стало известно об атаке дронов на Иран, первой версией того, откуда они могли быть выпущены, стал Азербайджан. Ведь прецеденты уже были. Однако иранская сторона исключила его, сообщив, что дроны были самодельными и выпущены с территории самого Ирана. Возможно, Тегеран просто в очередной раз пытается замять ситуацию, и не связывать соседнее государство с произошедшими событиями.
Еще одной причиной, по которой Баку занял столь явную антииранскую позицию – это рост международной критики из-за блокады Лачинского коридора, вызвавшей гуманитарный кризис в Арцахе (Нагорном Карабахе). Учитывая негативное отношение Запада к Ирану, возможно, Алиев таким образом пытается представить свою страну жертвой иранского режима, позиционируя себя как часть «демократического» мира.
Удары по объекту МО в Исфахане, скорее всего, предупреждение Ирану воздержаться от поддержки России. Азербайджан же может потребовать прекратить поддерживать Армению и не препятствовать «Зангезурскому коридору». Однако опыт показывает, что Тегеран не отказывается от своих национальных интересов даже под давлением и в пределах своих возможностей отстаивает их, поэтому дальнейшая эскалация ситуации кажется вполне реальной.
— Как отреагировало иранское общество на данные события? Как они могут отразиться на внутриполитической ситуации в Иране, могут ли они вызвать очередную волну протестов против политического режима?
-Отношение иранцев к Азербайджану в целом не очень хорошее. Это связано, конечно, с постоянными претензиями на иранские территории, присваиванием иранской культуры, истории, все тем же сотрудничеством с Тель-Авивом. Поэтому в вопросе ирано-азербайджанских отношений, иранская общественность, за исключением тюркских сепаратистов в северо-западных регионах, полностью поддерживает свое руководство. В ночь ударов по иранским объектам поступало множество дезинформации о том, что, якобы, захвачены правительственные здания, речь шла чуть ли не о перевороте, однако, как оказалось, в целом в стране сохранялось спокойствие. Поводом для новой волны протестов эти инциденты не стали.
— Обеспокоенность экспертного сообщества вызвал факт эвакуации азербайджанского посольства из Ирана. Что, по вашему мнению, означает данный шаг для дальнейшего развития ирано-азербайджанских отношений?
— На этот вопрос мы частично уже ответили. Разумеется, этот случай с убийством охранника, чья работа подразумевает подобные риски, и даже не дипломата, не является поводом для столь демонстративной и поспешной эвакуации всего посольства. Иранским военным даже не позволили нести гроб с телом убитого охранника. Таким образом, Азербайджан открыто идет на противостояние с Ираном, создавая почву для дальнейших антииранских действий.
— Мог ли быть инцидент в посольстве сознательной провокацией или он, скорее всего, имеет бытовую подоплеку? Если это провокация, то кому она более всего выгодна — Баку, Тегерану или третьим силам?
— Данный инцидент в целом вызывает ряд вопросов: откуда у обычного семьянина из маленького городка АК? Задержанный из граничащего с Азербайджаном региона, куда по сообщениям ряда СМИ во время последних беспорядков ввозилось много контрабандного оружия из Азербайджана. А учитывая, как Азербайджан активно использовал этот инцидент в дальнейшем, вполне возможно, что он произошел неслучайно и был выгоден именно Баку. Но, опять же, считаем, что Азербайджан в данной игре лишь инструмент, который ожидает для себя бонуса в виде «Зангезурского коридора», Иран же подвергается куда более глобальной опасности.