Би-би-си. Почти два месяца армяне Нагорного Карабаха живут в изоляции от внешнего мира. Азербайджан, не скрывающий желания вернуть под свой контроль территории оспариваемого региона, где продолжают жить армяне, фактически поддерживает блокаду единственной дороги, связывающей его с Арменией. Людям не хватает еды и медикаментов, они привыкают жить с отключениями отопления и электричества — и без понятных выходов из ситуации.
У небольших торговых лавок на узких улицах Степанакерта, столицы непризнанной Нагорно-Карабахской республики, — скопления людей: очереди за яйцами, которые теперь продаются раз в несколько дней и не больше десяти штук в руки. На витринах соседних магазинов — вывески «нет яиц» или «приходите со своими пакетами».
На полках супермаркетов скапливается пыль, остались лишь самые дорогие или наименее нужные товары. В очередях люди дают друг другу советы, где в городе можно найти какие продукты.
С начала блокады доступ в регион есть только у Красного Креста и российских миротворцев. Контингент численностью почти 2 тысячи солдат был размещен в Нагорном Карабахе после войны 2020 года, в результате которой под контроль Азербайджана перешли около трех четвертей территорий под контролем НКР. На оставшихся землях, по оценкам армянских властей, живут до 120 тысяч человек.
Читайте также
До перекрытия дороги из Армении в Нагорный Карабах по автотрассе Горис-Степанакерт поставляли около 12 тысяч тонн продовольствия ежемесячно, сейчас регулярные поставки продовольствия прекращены. Продукты попадают в НКР только благодаря Красному Кресту и миротворцам.
Начались перебои с газом: единственный газопровод проходит по территориям, находящимся под азербайджанским контролем. По ним же проходит единственная линия электропередач; из-за аварии на ней начались веерные отключения электричества. Теперь минимум шесть часов в день (три раза по два часа) жители НКР проводят без света — а иногда и без горячей воды и отопления. В январе из-за повреждения кабеля регион остался на целый день без интернета.
«Хорошо, что отключают хотя бы каждый раз на два часа, а не больше. Если поужинать в девять, а не в семь, то ничего особо не потеряем. Мы постепенно привыкаем», — рассказывает жительница Степанакерта Алена Мелкумян.
В небе над городом теперь — дым из дровяных печей, которые помогают справляться с морозами. Кто-то покупает печки, кто-то пытается смастерить самостоятельно. Дров пока хватает.
На улицах тихо, машины встречаются редко. Многие начали ходить пешком — берегут топливо для экстренных ситуаций. Все еще ходят автобусы, но по сокращенному графику.
С перекрытием дороги пострадала и медицинская логистика: перестали завозить лекарства и медоборудование. Больных в самом тяжелом состоянии помогает перевозить Международный Комитет Красного Креста (МККК): по данным организации, ее волонтеры перевезли за два месяца более 70 пациентов.
МККК также помогает людям воссоединиться со своими семьями и в качестве посредника доставляет подгузники, детское питание и медикаменты. Но привезенных лекарств не хватает — их выдают только людям в критическом состоянии.
Более 100 тонн гуманитарного груза, собранного в Армении, сейчас находится в городе Горис, на границе с Карабахом, но завезти его в НКР пока не получается. В Горисе также временно проживают люди, застрявшие в Армении из-за перекрытия дороги.
Статья полностью
Лилит Шахвердян