Как частные лица, так и государства могут быть объектами или субъектами. В обоих случаях субъектом является тот, кто способен, имеет право и возможность сказать «нет». Причем, это «нет» может быть адресовано не только оппоненту, врагу, противнику, но и другу, союзнику.
Когда ты в Праге, Брюсселе и Вашингтоне говоришь «да», а потом в Москве и Сочи тоже говоришь «да», осознавая что эти два центра враждебны друг другу, значит, ты не заслужил право говорить «нет». Но если всем давать положительный ответ, то вопрос заходит в тупик и вызывает недовольство с обеих сторон: в случае с русскими -открытое (о чем свидетельствуют сначала высказывания Лаврова, а недавно и Володина), а в случае с Западом — гораздо более сдержанное.
Второе обстоятельство, делающее кого-либо субъектом — наличие стратегии. По большому счету, стратегия в мировой политике это то, что разрабатывается и реализовывается наднациональными структурами. Единственная такая структура, которую формально называют «государством» — Ватикан, территория которого очень маленькая, а влияние идеологии колоссальное. В остальных случаях стратегические планы — пантюркизм, исламизм, сионизм, англо-американский либеральный проект, «Третий Рим» и так далее, в значительной степени реализуются силами, находящимися вне государств. По правде говоря, ни в одном из перечисленных (и возможных других) проектов я не вижу нас — армян.
Достаточно ли у нас (я, естественно, имею в виду не Республику Армения, а все армянство) необходимого потенциала и амбиций, чтобы представить миру собственный проект? Об этом должны думать не руководители государства и не те, кто претендует на лидерство, а интеллектуальные круги.
Но мы вправе требовать от государственной элиты, чтобы они ежеминутно не меняли свою позицию. В том же арцахском вопросе. До войны — бескомпромиссная позиция («Арцах – это Армения и все», «Новая война, новые территории»), сразу после войны — «Суверенитет Арцаха», «Разделение ради спасения», а сейчас — «права и безопасность армян, проживающих на этой территории». Эта «эволюция», мягко говоря, не оставляет «солидного» впечатления.
Арам АБРАМЯН