Дискуссия Пашинян-Алиев (с участием Гарибашвили) в рамках Мюнхенской конференции по безопасности выявила несколько проблем. Перечислю их, перейдя от менее важных к наиболее важным.
1/ Языковой вопрос: премьер-министр Армении достаточно владеет английским (и русским), чтобы общаться с любым иностранцем. Но когда дело доходит до лекций и дискуссий, то нужен высший уровень владения языком, чтобы четко и свободно формулировать мысли.
2/ Чрезмерная самоуверенность: речь о том, что для участия в таких дискуссиях необходимо провести определенную подготовительную работу. У первого лица государства, а также у спикера НС, министра иностранных дел и других официальных лиц должны быть под рукой определенные темы — пакеты, разработанные специалистами, уже опробованные на различных платформах и нуждающиеся в постоянном обновлении. У Армении есть ответы на «30 лет оккупации», «невыполнение 4 резолюций Совета Безопасности ООН», «разрушение мечетей» и многие другие обвинения. (Кстати, летом 2020 года в интервью в рамках Hardtalk тот же Пашинян пытался изложить разработанные Арменией тезисы относительно этих злосчастных резолюций, однако после поражения в войне эти тезисы были забыты). Премьер-министр, наверное, считает, что он специалист по всем вопросам, ему такие «пакеты» не нужны и он сможет не подготовившись дать нужные ответы. Основой такой уверенности в себе являются внутриполитические дискуссии, в которых премьер и его команда легко «побеждают». Достаточно сказать — «вы грабители», «вы уже сдали Арцах» и восторг соответствующего электората обеспечен. Международные отношения и дипломатия — гораздо более сложная платформа, и парой популистических реплик здесь вопрос не решить. Конечно, тот же электорат крайне доволен и дискуссией с Алиевым: «наш супер-премьер победил Алиева», восклицают они, но, к сожалению, их ликование не улучшает положение Республики Армения и Арцаха.
3/ Концептуальный большевистский подход: любой лидер современной Армении несет ответственность за весь ход Третьей республики. В частности, за первую Арцахскую войну и так называемую «оккупацию». Избавляться от прошлого, утверждая, что до 2018 года не было государства, армии, экономики, образования, культуры и т.д., значит нанести удар по государственности.
Читайте также
… В Мюнхене Алиев заявил, что поскольку в 2021 году граждане Армении избрали проигравшую власть, то, они смирились с поражением. На это тоже стоило ответить.
Арам АБРАМЯН