JAMnews. Российские политологи сообщают, что якобы Абхазии и Южной Осетии будет предложено войти то ли в состав Российской Федерации, то ли в состав Союзного государства. Подобный сценарий развития ситуации в Цхинвале не подтверждают, но и не опровергают. Точно одно – президента Южной Осетии действительно пригласили в Москву. А что думают про возможное вхождение Южной Осетии в состав России в обществе и как влияет на восприятие этой перспективы страх перед новой войной с Грузией?
Предыстория
Разговоры о возможном вхождении Южной Осетии в состав России поутихли после проигрыша на президентских выборах 2022 года тогдашнего президента Южной Осетии Анатолия Бибилова. Выигравший выборы Алан Гаглоев приостановил действие указа Бибилова о проведении 17 июля 2022 года референдума, целью которого было выяснить, поддерживают ли граждане объединение Южной Осетии и Россией.
Гаглоев посчитал, что для осетин еще не настало время объединяться в составе РФ. Он добавил, что подобный вопрос надо согласовывать самой Россией, чего Бибилов якобы не сделал.
Читайте также
С тех пор в официальных южноосетинских кругах этот вопрос не обсуждался, в государственных медиа была введена цензура на эту тему, а членов партии «Единая Осетия» которая в 2014-м выдвинула политический лозунг о вхождении Южной Осетии в состав России, нынешние власти планомерно увольняют из органов власти.
Между тем, об этом вдруг заговорили в российских федеральных медиа в преддверии в послания Владимира Путина Федеральному собранию.
JAMnews постарался выяснить, каковы настроения в Южной Осетии в связи со всем этим.
«Присутствует ощущение общего с Россией пространства»
«Сегодня вхождение Южной Осетии в состав России на повестке не стоит. Собственно, оно и не стояло с момента признания Российской Федерацией независимости Республики Южная Осетия», – говорит бывший глава парламентского комитета по внешней политике и межпарламентским связям южноосетинского парламента экс-депутат Игорь Кочиев.
«Все эти объявления о референдумах, партийные лозунги и т.д. используются исключительно как манипуляция предвыборными настроениями граждан. Участники разных предвыборных кампаний не устают эксплуатировать эту тему. При этом зачастую они не думают об интересах стратегического партнера и оказываются в казусных ситуациях. Но само использование этой темы говорит о настроениях граждан Южной Осетии, большинство из которых за вхождение в состав России».
Хотя, по мнению Кочиева, после 2008 года народу это уже не столь принципиально:
«Думаю, что после обеспечения Россией в 2008 году безопасности Южной Осетии, люди стали чувствовать себя защищенными. У большинства российское гражданство, русский язык является государственным, действуют российские образовательные стандарты. То есть присутствует ощущение общего с Россией пространства. При этом у многих есть и понимание экономических и иных преимуществ независимого государства, ориентированного на Россию».
Объединиться с Россией, чтобы не объединяться с Грузией
Одним из основных факторов, влияющих на отношение общества и политиков на вхождение в Южной Осетии в состав России, является гипотетическая война с Грузией.
Сотрудник министерства обороны Южной Осетии:
«Считаю, что кардинально изменившиеся политические реалии и, самое главное, выжидательная позиция Грузии и готовность напасть на Южную Осетию при малейшей слабинке России дали нашим гражданам осознание того, что необходимо срочно воссоединяться с Россией. Так как одни мы не способны к длительному противостоянию с Грузией, а воссоединяться с ней ни у кого желания нет».
Чиновница, пожелавшая сохранить анонимность:
«В данный момент народ больше волнует возможность открытия второго фронта со стороны Грузии. Вхождение в состав РФ совершенно точно спровоцирует второй фронт. А это совсем не нужно ни России, ни жителям Южной Осетии, которые пережили несколько войн».
Политолог Алан Мамиев:
«Сейчас все понимают, что Грузия готовится к войне. Конечно, было бы хорошо, если бы Южная Осетия вошла в состав России. ДНР и ЛНР же приняли. Почему Южную Осетию не принимают – большой вопрос. Не хотят, наверное, провоцировать Грузию. А Южной Осетии было бы хорошо, конечно, объединиться с Северной Осетией. Стать одной республикой в составе РФ. Но я не уверен, что Россия сейчас на это пойдет».
Статья полностью