В вопросе Рубена Варданяна интересы арцахской элиты, властей Азербайджана и Армении просто совпали. Я, как и в других случаях, не верю во всеобщую теорию заговора. Из интересов Азербайджана исходит, чтобы человек, у которого есть материальные средства и международные связи в Арцахе не имел никакого влияния. Подходы арцахской элиты более «светские»: в течение 30 лет там была создана система, которая с одной стороны щедро пользуется средствами Республики Армения и всего армянства, с другой стороны, контроль над этими средствами слабее, чем даже в Республике Армения. Варданян мог и сделал попытки изменить установленный «порядок», что для многих стало неприемлемым (но, вне зависимости от лиц, контроль надо ужесточить, к сожалению, эта блокада — не последнее испытание Арцаха). Власти Армении опасаются, что Варданян когда-нибудь может стать их соперником. Вот почему наши власти через своих всевозможных пропагандистов представляют Варданяна эмиссаром России, соглашаясь в этом с Алиевым и не приводя никаких доказательств в пользу этого утверждения.
Однако любое событие следует оценивать не столько по его мотивам, сколько по его последствиям. Что даст устранение Варданяна? Один из «стратегов» из ГД утверждает, что это та цена, за которую Азербайджан не будет требовать «Зангезурский коридор». Некоторые говорят, что благодаря этому Бердзорский коридор будет открыт и больше никогда не закроется. Есть люди, которые идут еще дальше и намекают, что таким образом Азербайджан, фактически, признает суверенитет Арцаха. Если хотя бы одно из этих предположений верно, то решение президента Араика Арутюняна не только оправдано, но и приветствуется. Но я считаю, мягко говоря, маловероятным, что это возможно.
Есть и обратная крайность: все потеряно, с завтрашнего дня Арцах больше не будет армянским, надежды нет. Это хуже, чем фальшивый «оптимизм», имеющий пропагандистскую окраску. Борьба нашего народа (точнее, сознательной части народа) не определяется европейскими интересами различных игроков, политическими заговорами и конъюнктурой. Нужно всего лишь понимать, что борьба за то, чтобы Арцах оставался армянским, на самом деле является борьбой за существование Республики Армения. Это понимают тысячи армян в Армении, Арцахе и Диаспоре. Остальные разногласия не важны.
Арам АБРАМЯН