Все иски Армении в международные суды, обращения о применении временных мер сопровождаются аналогичными зеркальными исками Азербайджана. Об этом в пресс-зале «Арменпресс» заявил представитель РА по международным правовым вопросам Егише Киракосян, отметив, что цель Азербайджана — создать как можно больше шума и попытаться уменьшить воздействие представленных Арменией исков.
Сначала, он подробно представил весь процесс обращения Армении в суд. Армения обратилась в Международный суд ООН 16 сентября 2021 года на основании положений Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В рамках текущего разбирательства Армения также представила ходатайства о применении ряда временных мер.
Киракосян напомнил, что первый запрос был представлен вместе с иском, а в октябре 2021 года в Гааге состоялись слушания по первому запросу о применении временной меры. «Результатом стало решение от 7 декабря 2021 года, которое удовлетворило три требования Армении о запрете нарушения прав плененных лиц и гарантировании их прав, второе касалось защиты объектов армянского культурного наследия и конкретно обязывало Азербайджан привлеч к ответственности всех, кто осквернил или нанес ущерб этим объектам. И третье — прекращение разжигания ненависти, в том числе со стороны официальных лиц, поскольку значительная часть доказательств относилась к непрерывным проявлениям разжигания ненависти со стороны высокопоставленных должностных лиц, в том числе Алиева», — сказал Киракосян.
По его словам, второй раз ходатайство о применении временной меры было подано после сентябрьской агрессии, поскольку после этой агрессии у Армении появились новые пленные военнослужащие. «Мы просили суд изменить уже примененную им меру пресечения и распространить ее на новых пленных. Суд свое решение не изменил, но сделал комментарий, заявив, что его решение распространяется и на будущее, то есть после 7 декабря 2021 года в отношении лиц, захваченных в плен в следствие сентябрьской агрессии.
Читайте также
Третье ходатайство было подано в декабре 2022 года, по результатам которого 30-31 января этого года у нас состоялось слушание в Гааге. Естественно, вы видите, что все наши иски сопровождаются зеркальными исками Азербайджана. Их цель — создать как можно больше шума, пытаясь несколько снизить эффект от исков Армении, что, я думаю, не удается.
Наш последний иск был конкретно связан с разблокированием Лачинского коридора, наше требование было очень четким, мы подали в суд три запроса. Первое было связано с требованием прекратить действия так называемых «экоактивистов» в Лачинском коридоре, второе – требование свободного передвижения людей, транспортных средств и товаров в обоих направлениях в Лачинском коридоре, а третье требование, которое мы предъявили 26 января, касалось подачи газа и электроэнергии.
Напомню, что Азербайджан предъявил зеркальное требование, связанное с минированием. Еще в 2021 году суд отклонил это ходатайство, посчитав, что оно не соответствует требованиям для применения меры пресечения. Суд повторил то же самое в этом решении, сославшись на ранее принятое решение.
Что касается Армении, то суд применил меру, обязывающую Азербайджан обеспечить беспрепятственный проезд людей, товаров и транспортных средств через Лачинский коридор. Суд не счел нужным обращаться к первому требованию, так как уже нет необходимости применять новую дополнительную меру по части перемещения по Лачинскому коридору. А по третьему иску, по мнению суда, Армения не представила достаточных доказательств того, что Азербайджан виновен или несет ответственность за отключение газа и электричества», — сказал Киракосян.
Егише Киракосян сообщил, что на этот раз срок исполнения решения суда не установлен, а значит, решение должно вступить в силу немедленно. «На этот раз суд не уточнил дату. По сути, в решении написано, и председатель суда это зачитал, что оно имеет юридически обязывающий характер, с момента его принятия оно является обязательным для сторон, для государства, в отношении которого была применена такая мера, а это значит, что государство должно немедленно предпринять шаги», — сказал он.
Несмотря на решение суда, Азербайджан по-прежнему блокирует Лачинский коридор. Егише Киракосян отметил, что суд не указывает срок исполнения требования, но подчеркивает, что оно носит обязательный для исполнения характер, а это означает, что государство должно применять меры с момента опубликования решения. «К сожалению, в международном праве у нас нет такого института, который бы занимался вопросами, связанными с принудительным исполнением решений. Органом, который несет определенную ответственность за выполнение постановлений и решений Международного Суда, является Совет Безопасности ООН, который, когда вопрос станет проблематичным, будет иметь право вмешиваться в процесс. Мы понимаем, что вмешательство Совета Безопасности — дело сложное. Однако до того, как это произойдет, есть много других способов получить максимальные плоды от судебного процесса. Весь процесс политический, и он включает в себя определенную работу. Органом, который несет ответственность за обеспечение выполнения решений Международного Суда, является СБ ООН, который, когда вопрос станет проблематичным, будет иметь полномочия вмешаться в процесс. Мы сами понимаем, что вмешательство СБ сегодня является сложным. Потому что есть постоянные члены, которые работают со своей логике. Политизированность вопроса очень высокая. Я думаю, прежде чем дойти до этого, есть много других способов получить максимальную отдачу от этого судебного процесса».
Он счел положительным, что после решения суда в Гааге министры иностранных дел многих стран, генеральный секретарь ООН сделали заявления, ссылаясь на решение суда. «Я считаю, что это важные процессы, которых должно быть больше, мы должны максимально усилить давление в этом направлении, это единственный путь, к сожалению, другого пути у нас нет», — подчеркнул он.
Егише Киракосян считает, что Армения должна использовать как дипломатические, так и возможные политические рычаги для выполнения решения Гаагского суда.
Лусине МАРКАРЯН