7 октября 2020 года, во время 44-дневной войны, премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян в своем интервью корреспонденту РБК четко заявил, что Нагорный Карабах не может и никогда не будет в составе Азербайджана, и это доказывается действиями соседней страны.
Заявление Пашиняна актуально и сегодня, в том смысле, что эти “действия” продолжаются и сегодня. Лачинский коридор, единственная дорога, связывающая Армению с Арцахом и со всем внешним миром, закрыт уже 3 месяца. Кроме того, Азербайджан периодически перекрывает газ, электричество, а также сотовую связь и интернет. Школы и детские сады почти всю зиму были закрыты, с момента закрытия дороги в Арцахе умер один пациент, а более десятка человек находятся в тяжелом состоянии в больницах Арцаха, в аптеках — острая нехватка лекарств, искусственных молочных смесей для детей…
Такое поведение Азербайджана не является новостью. В 1998 году ответом Азербайджанской ССР на арцахское движение стали трехдневные погромы армян в городе Сумгаит. Один из помощников Генпрокурора СССР, которого для выяснения обстоятельств направили на место событий, назвал сумгаитские погромы Геноцидом. Это и правда был Геноцид людей убивали по национальному, этническому признаку. С тех пор насилие и этнические чистки армян стали для Азербайджана обычным способом решения проблем. Блокада является продолжением этой политики.
Как и 35 лет назад, так и сейчас армяне Арцаха не желают быть в составе Азербайджана. К сожалению, после 9-го ноября 2020-го года позиция Армении изменилась. Власти Армении предлагают Степанакерту начать политический диалог с Баку и фактически умывают руки в вопросе защиты 120-тысячного населения Арцаха, скидывая с себя ответственность на РФ, в том случае, когда Армения является гарантом безопасности Арцаха. Депутаты правящей партии заявляют, что Армения не должна быть в конфликте с Азербайджаном из-за Арцаха, что, прямо говоря, означает: нет Арцаха – нет проблем.
Читайте также
Тем временем, народ Армении, кажется, начал терять свой боевой дух. В начале блокады только несколько сот людей выходили на митинги с требованием разблокировки Лачинского коридора, а до этого митинги оппозиции также не имели успеха. Трудно вспомнить, когда проводился последний такой митинг. Народ Армении, вероятно, перестал верить в свои силы и в то, что митинги способны что-то изменить. Ведется активная пропаганда с целью убедить, что все уже решено, и наши действия никак не могут повлиять на исход событий.
За день до начала сумгаитских событий азербайджанцы ходили с плакатами “Смерть армянам”, а в период войны 2020 года в социальных сетях был очень популярным статус “хороший армянин – мертвый армянин”. Если к этому добавить тот факт, что “большим братом” Азербайджана является Турция, цель которой уничтожение армянской государственности, то можно получить полную картину. Захотят ли армяне Арцаха после всего этого жить в составе Азербайджана, а самое важное, обеспечат ли им спокойную жизнь? Очевидно, что нет.
К тому же, периодические армянофобные заявления руководства Азербайджана и расистские статусы в социальных сетях граждан соседней страны демонстрируют, что Азербайджан не готов к принятию шагов для мира и стабильности на Южном Кавказе, а “интеграция в составе Азербайджана” на самом деле означает уничтожение или изгнание армянского населения.
В непризнанной НКР исключают возможность вхождения в состав Азербайджана, о чем ни раз заявляли в МИД Арцаха. Как и всегда, Арцах всего лишь просит свободной и спокойной жизни, которой уже лишен десятки лет.
Мариам Геворгян
РАУ, магистратура, 1-й курс