«В последнее время у нас были очень активные обсуждения брюссельского формата, в том числе с моим другом Шарлем Мишелем. В результате во время и до этого мы увидели краеугольную проблему в брюссельском формате, что мы о многом договорились, но почти ничего не было реализовано», — заявил сегодня на встрече с журналистами премьер-министр Никол Пашинян.
Он упомянул, что еще в декабре 2021 г. после трехстороннего заявления в Брюсселе он сказал, что они договорились о запуске железной дороги Ерасх-Садарак-Мегри-Горадиз в соответствии с законодательством стран. «Это точно выражало нашу согласованность. Для того, чтобы перепроверить текст, я сделал свою запись на месте, в помещении в котором было сделано это заявление, перепроверив его. Было сказано, что мы договорились именно об этом. До сих пор строительство железной дороги не возобновлялось, потому что через неделю, когда соглашение должно было быть подписано в письменной форме, Азербайджан отказался. У нас более десяти таких договоренностей в брюссельском формате, которые не реализованы, в том числе и по возвращению пленных».
Пашинян согласен с тем, что когда нет переговоров, возрастает риск эскалации. «Но Брюссель показал, что есть договоренности, которые повышают риск эскалации. Азербайджан напал на нас в сентябре после встречи в Брюсселе. Как мы относимся к брюссельскому формату? Мы согласны продолжать работу в таком формате, но давайте начнем делать то, о чем договорились, по пунктам. Какой смысл соглашаться на что-то новое? Эти договоренности касались Нагорного Карабаха, безопасности границ, открытия коммуникаций в регионе, освобождения заключенных и т.д. Начнем с железной дороги или освобождения заключенных. Или с соглашения о выводе войск».
По словам Пашиняна, самые эффективные переговоры уже состоялись в Праге в четырехстороннем формате. «Сейчас Азербайджан говорит, что не готов работать в эффективном формате, готов к неэффективному формату. Азербайджану не нравится четырехсторонняя логика Франции. Давайте с работать в 5-тистороннем формате. Пригласим Германию и США. Мы готовы».
Читайте также
Никол Пашинян также заявил, что на данный момент встречи с Алиевым не запланировано, но он никогда не избегал встреч. «В Мюнхене было сказано, что мы обсудим безопасность и гарантии, но после двух встреч это стало «интеграцией». Между этими словами разница в километры».
Луиза СУКИАСЯН