Холодный душ и возможность посмотреть правде в глаза: что произошло на заседании политической ассамблеи ЕНП? Собеседник «Аравот» — лидер партии «Наследие», первый министр иностранных дел РА Раффи Ованнисян.
— Недавно в Хельсинки прошла сессия политической ассамблеи ЕНП. В первый день работы в открытой части заседания Вы также выступили и подняли вопрос о применении санкций против Азербайджана. Зал довольно тепло отреагировал на ваше выступление, однако председательствующие сессию, в частности, председатель ЕНП, председатель Европарламента не ответили на поднятые Вами вопросы. Как вы прокомментируете это?
— Во-первых, я считаю, что надо больше действовать и меньше говорить. Когда мы возвращаемся из международных судебных инстанций, неважно, что сделал отдельный человек или партия, важно то, что мы должны делать свою работу. И когда у нас есть документы, соответствующие интересам Армении или проармянское развитие событий, это не следует приписывать нашей работе или считать нашей заслугой. Если что-то есть, капля работы, сделанная моим коллегой, или другой партией, или мной, то мы должны молча быть довольны тем, что участвовали, но эта работа в основном была сделана Европой, США, или Российской Федерацией, Ираном. Я делаю эту работу уже 30 лет и почти никогда не говорю об этом ни через пресс-конференции, ни путем распространения информации, иногда это оказывает влияние, иногда это влияние сразу не видно, это выступления разных людей, закрытые встречи с руководителями европейских структур или лидерами влиятельных партий и т.д., все это по капле наполняется и становится какой-то работой: один абзац в резолюции, одно выступление депутата в Совете Европы министров, одна статья. Это невидимая связь,одна дверь открывает другую, и вы не можете сказать, что я сделал это.
В данном случае в Хельсинки было две возможности: в панельной дискуссии в первый день приняли участие три высокопоставленных европейских чиновника и они сами говорили о Европе как движущей силе ценностей безопасности и обороны. Это был очень общий разговор, который не имел никакого отношения к Армении. Украина, военное, гражданское сотрудничество, Южная политика и т.д., про Кавказ почти ничего не было. Было время и возможность задать три вопроса. На следующий день работы я, как представитель организации члена-наблюдателя уже выступил с речью, следовательно, пришлось подумать, стоит ли попросить право выступления или нет. Но так как там были высокопоставленные люди, я подумал, что стоит. Сначала выступил украинец — аплодисменты и т.д., потому что понятно, все внимание Европы сейчас в этом направлении. Затем выступил бывший премьер-министр Франции, затем я. Время подходило к концу, люди беспокоились… Я сказал им, что есть другое место, немного на Восток, чем ваши интересы, но вы должны решить — сегодня, завтра или послезавтра, должен ли этот вопрос быть в системе европейских ценностей, безопасности и обороны, потому что Армения и Арцах — это место, которое сейчас находится в блокаде военного преступника и его старшего брата — члена НАТО Турции, которая хочет уничтожить эту часть европейской цивилизации. Той Турции, которая не хочет, чтобы Финляндия и Швеция вступали в НАТО. Я сказал, что блокада Арцаха, должна иметь для Европы такой же эффект, как осада и падение Константинополя, возможно они сейчас это не чувствуют, но почувствуют позже. И я сказал, что вы уже делаете свою работу, у вас будут доклады, посвященные Азербайджану и Армении в ближайшее время, но все должно быть не только на словах, вы также должны сделать шаг вперед, чтобы были санкции, потому что если нет санкций против виновника геноцида, военного преступника, нет и ЕНП- как движущей силы европейской безопасности, ценностей и их защиты. Я сказал, что я приехал из Армении не для того, чтобы что-то у них клянчить, они должны решить сами, это их дело, и пока вы говорите о диктатуре с вашей точки зрения, как о фетише, вы должны подумать, есть ли другие диктатуры, как Азербайджан, Турция. Тот же Азербайджан, который берет у России переупакованный газ и отдает его вам, и некоторые ваши лидеры, члены ЕНП, тот же председатель Еврокомиссии говорят, что «Азербайджан — наш надежный партнер». Значит, вам нужно дальше решать: в чем европейская ценность, безопасность.
Читайте также
Так как дискуссия не была посвящена проблемам Кавказа, Армении, то это, в конце концов, было как маленький холодный душ для Европы.
А на второй день я уже развил этот подход в своем выступлении, сделав небольшой акцент на демократии и наших внутренних проблемах, четыре года назад был национальный подъем, надежда на демократию, но потом был спад. Возвращаясь к Арцаху и международным отношениям, я сказал, чтобы Европа никогда не ставила знак равенства между теми, кто совершил геноцид, и теми, кто сопротивлялся ему.
— В той части выступления, где речь шла о демократии сказали ли Вы, что «в демократической Армении» заместитель председателя оппозиционной партии Армен Ашотян не был допущен для участия в конференции ЕНП из-за какого-то сфабрикованного уголовного дела?
— Да, я дважды коснулся этого вопроса, во время этой и предыдущей встречи, тогда также Армену Ашотяну было запрещено улететь из страны, затем тему развил представитель РПА Айк Мамиджанян. Но я тоже начал с этого, потому что генеральный секретарь ЕНП коснулся этого вопроса, отметив, что этот запрет является нарушением демократических принципов. Исходя из этого, я сказал, что очень хорошо, что ЕНП затрагивает вопросы демократии и реальная картина демократии в Армении, автором которой являются люди, пришедшие к власти на плечах народа 4-5 лет назад, чтобы привнести ценности, которые, якобы, европейские, но 5 лет назад, нарушив те самые принципы, они стали гораздо более низкокачественными, стали намного хуже, чем все их предшественники вместе взятые.
Я также сказал им, что если вы выражаете позицию по внутреннему положению Армении по факту отсутствия одного человека, и правильно делаете, то вы также, без моей просьбы, должны выразить позицию по поводу того, что 120 тысяч человек остаются в блокаде, автором которой является военный преступник, и вся Республика Армения уже много лет подвергается геноцидной войне со стороны Азербайджана и ее союзника, члена НАТО Турции. Что даже сейчас, благодаря коллаборационистскому правительству Армении, продвигающему мирную повестку дня, Армению ведут к такому состоянию, которое никогда не будет ни европейским, ни суверенным, ни демократическим. Если Европа должна сыграть какую-либо конструктивную роль, она должна отстаивать достойную, демократическую, целостную Армению, принципы и власть, которые могут обеспечить эти принципы.
— Какое впечатление у вас сложилось, каково отношение европейских политических сил к Республике Армения, Арцаху и региону в целом?
— В целом по обстановке, эмоциональному фону и выступлениям на политических платформах в последнее время могу сказать, что Европа на международной арене ориентировалась на Украину. Также в организационном плане, на выбор странах-членов ЕНП. Но, в последнее время, отчасти за счет геополитической конкуренции с Россией, но больше за счет качества нашего участия, как в двусторонних встречах, так и в публичных выступлениях, наши позиции стали более целенаправленными, доступными, а также взаимосвязанными через различные документы и шаги. Это позитивно и обнадеживающе, но не нужно создавать иллюзий, потому что до сих пор мы не видели больших изменений в общей политике. Но есть надежда, что при комплексной, более систематической работе мы увидим чуть более далеко идущие изменения. Я также должен сказать, что последние принятые доклады значительно отличаются от предыдущих, открывая окно возможностей.
Беседу вела Нелли ГРИГОРЯН
Газета «Аравот»
24.03.2023